Маркетинг, используемый на корпусах гоночных болидов, крайне яркий и запоминающийся. Зачастую действие рекламных кампаний продолжает быть полезными даже по их окончании. Хотелось бы подробнее остановиться на таких эффектах и их результатах.
Совсем недавно была затронута тема автомобильных «колеров». Почему тот или иной бренд ассоциируется с конкретной цветовой гаммой: белые Audi, красные Ferrari и желтые Lamborghini. Было установлено, что в большинстве случаев эти факты имеют исторические корни. Сейчас хотелось бы остановиться на закономерностях, вызванных вовсе не географией и историей, а грамотными рекламными ходами.
В середине 60-х годов прошлого века житель Новой Зеландии Брюс Макларен создал собственную марку. Изначально имя специализировалась исключительно на выпуске гоночных автомобилей, машин для повседневной езды фирма не разрабатывала. В общем смысле компания являлась гоночной командой, принимающей участие в различных дисциплинах.
В обозначенный период начался отказ от национальных расцветок, и страны-участники гоночных заездов стали окрашиваться в различные оттенки ради того, чтобы выделиться из общей массы. McLaren принял решение окрасить свои болиды в ядовито-оранжевые тона.
Ранее в своем арсенале команда бренда McLaren имела несколько сочетаний цветов с черными корпусами, а также синие и красные тона. Как сказано выше, авто были перекрашены для того, чтобы бросаться в глаза, быть уникальными и узнаваемыми. По сути, McLaren стал основоположником маркетинговых приемов в автогонках.
Первая модель в инновационном окрасе – M6A, которая впервые участвовала в заездах в Северной Америке. Там марка была замечена инвесторами и обрела первого большого спонсора. Первое время, обретая новых партнеров, Макларен оставлял машины рыжими, а отличительные знаки инвесторов размешал на этой краске.
Но менее чем через десять лет, в 70-х годах 20 века к McLaren пришел новый спонсор – Marlboro. Как известно, фирменные цвета производителя сигарет красно-белые. С тех пор автомобильной команде пришлось отказаться от оранжевого цвета и перейти к предложенному спонсором.
Но о своей любимой расцветке Брюс Макларен никогда не забывал. Первая выпущенная компанией версия премиум автомобиля для обычных дорог имела именно рыжий окрас. Произошло это в конце прошлого века. А немного авто гоночного типа тоже сменили окрас, однако не на оранжевый, а, к примеру – серебристый. Связано это было с отказом от спонсора Marlboro и объединение с концерном Mercedes. А исконный окрас так и остался визитной карточкой дорожных авто.
Но Marlboro был не единственным производителем сигарет, реклама которых мелькала на различных гоночных заездах. Маркетинг на болидах использовали, к примеру, Rothmans, B.A.T и Camel, «фирменное животное» которых верблюд, как раз стало всемирно узнаваемым благодаря рекламе на различных спортивных мероприятиях с участием мощных автомобилей.
Но не только производители табачных изделий прославлялись на бортах гоночных авто. Для примера, крупные нефтяные бренды: Gulf Oil, STR, Castrol, Repsol. Все они набирали популярность не только в соревнованиях четырехколесных транспортных средств, но и на корпусах мотоциклов.
Компании, производящие алкоголь, также не остались в стороне. В мире спортивных заездов мелькали такие названия марок как Jägermeister и Martini. Цвета этих товаропроизводителей настолько качественно были расположены на машинах, что даже по окончании акций остались в памяти зрителей.
Существует множество таких примеров, однако, даже в «пёстром» списке случаев имеются прецеденты, требующие особого внимания. Один из японских автомобильных концернов применил особый способ использования гоночных окрасов. Цвета авто, которые показывали невообразимые результаты на трассах, использовались при производстве серийных моделей машин. Конечно же, это Subaru и их популярнейший светло синий цвет.
Такой окрас появился благодаря спонсорскому контракту со State Express 555, заключенному в девяностых годах минувшего столетия. С тех пор голубые авто с тремя желтыми цифрами пять были явлены миру.
По истечении некоторого времени, когда открытая реклама табачной продукции попала под запрет, с корпусов Subaru исчезла надпись «555», но желтая линия сохранилась в виде скобок, нарисованных в данном окрасе. К слову, McLaren и Ferrari с помощью подобных приемов так же скрывали название «запрещенных» брендов. В конце нулевых годов 21 века Субару покинула поля раллийных соревнований, но расцветка автомобилей была сохранена. И по сей день машины японского производителя ассоциируются с синим цветов, который имеет название «World Rally Blue». Напомним, что данная расцветка исторически принадлежала болидам из Франции, но благодаря Subaru и табачной компании она вернулась в мир гонок.
Время известнейших табачных концернов прошло уже к началу 21 века, так как законодательством многих стран было введено ограничение на рекламирование подобной продукции. Но на данный момент существуют гиганты, узнаваемые благодаря гоночным заездам. Один из таких – Red Bull. Компания не ограничивается лишь одним видом заездов, участвуя в самых разных спортивных проектах, к примеру, мото и аэро гонок.
В 2017 году одна из команд выпустила на поля Формулы-1 розовые автомобили, изначально это вызвало насмешки, однако болиды хорошо себя проявили, и сарказм немного утих. Это все разговор к тому, что не существует изначально «гоночных» цветов авто, любой оттенок обрел свою популярность благодаря истории своих побед и выступлений. Безусловно, розовые авто запомнятся!
Серийные автопроизводители тоже не отстают, и некоторые американские и японские фирмы разрабатывают и продвигают собственные цветовые гаммы. При этом данные цвета нельзя объяснить историческими случаями или спонсорскими контрактами.