- Acura
- Alfa Romeo
- Aston Martin
- Audi
- Bentley
- BMW
- Buick
- BYD
- Cadillac
- Chery
- Chevrolet
- Chrysler
- Citroen
- Daewoo
- Datsun
- Dodge
- Ferrari
- FIAT
- Ford
- Geely
- GMC
- Great Wall
- Honda
- Hummer
- Hyundai
- Infiniti
- Jaguar
- Jeep
- Kia
- Land Rover
- Lexus
- Lifan
- Lincoln
- Lotus
- Luxgen
- Maserati
- Mazda
- Mercedes-Benz
- Mini
- Mitsubishi
- Nissan
- Opel
- Peugeot
- Porsche
- Renault
- Saab
- SEAT
- Skoda
- Smart
- SsangYong
- Subaru
- Suzuki
- Toyota
- Volkswagen
- Volvo
- ВАЗ(LADA)
- ГАЗ
- Москвич
- УАЗ
- Tesla
Русские авто
Электромобили
Что такое недостаточная и избыточная поворачиваемость?Слово «поворачиваемость» можно услышать во многих автомобильных телепередачах, но мало кто знает, что это такое. Между этим – это очень важная характеристика при проектировании будущего автомобиля. Над ее созданием работают инженеры, а их старания на практике может ощутить уже сам водитель. Сегодня мы узнаем, что такое недостаточная и избыточная поворачиваемость и чем она грозит в повседневной жизни водителя.
Что значит термин «поворачиваемсоть»?
Поворачиваемость – это понятие, которое характеризует, как поведет себя автомобиль в повороте на определенной скорости. Говоря научным языком – это взаимосвязь между углом поворота руля и угловой скоростью. Если автомобиль идет по дуге поворота с одинаковой скоростью и одинаковым углом поворота руля, то в таком случае – это условная точка отсчета и поворачиваемость является нейтральной. Когда идет рост скорости и угла поворота, то эти изменения можно характеризовать, как «поворачиваемость». Ее принято разделять на недостаточную и избыточную. Разберемся в каждом виде отдельно.
Что такое недостаточная поворачиваемость?
Недостаточная поворачиваемость – это эффект, когда автомобиль распрямляет траекторию в повороте. Колеса в этом случае повернуты в правильную сторону, но траектория не соответствует углу, так как передние колеса начинает сносить В этом случае боковой увод передних колес больше задних, которые не сносит или же сносит, но значительно в меньшей степени. Угол поворота автомобиля относительно необходимого в это время уменьшается.
С таким эффектом могли столкнуться очень много водителей, когда руль уже повернут, а автомобиль продолжает двигаться прямо. Воссоздать самостоятельно такую модель можно на скользкой поверхности. Если на ней резко повернуть в какую-либо сторону передние колеса, то это никак не отразится на траектории автомобиля. Косвенно охарактеризовать такое понятие, как недостаточная поворрачиваемость, можно словом «снос». Когда возникает этот самый снос, то он лучше всего демонстрирует недостаточную поворачиваемость.
В этом случае основной задачей водителя является восстановить необходимое сцепление колес автомобиля с поверхностью. Для этого необходимо сбросить скорость и снизить угол поворота колес. Можно использовать торможение двигателем, а если у автомобиля передний привод, то нудно выжать сцепление, тем самым убрав тягу со сносимой ведущей оси. После того, как сцепление будет восстановлено, можно дальше снижать скорость и продолжать входить в поворот.
Учитывая опасность сноса, такой вид поворачиваемости более приемлем, нежели избыточная поворачиваемость. При производстве серийных автомобилей, инженеры пытаются придать ТС именно легкой недостаточной поворачиваемости. Все дело заключается в динамичной стабильности. В таком случае, автомобиль не раскачивается при сносе, а поэтому после восстановления сцепления можно продолжать выполнять необходимый маневр. При этом, снижение скорости – это самая первая реакция водителя без профессиональной подготовки.
Что такое избыточная поворачиваемость?
При избыточной поворачиваемости, автомобиль начинает увеличивать угол поворота на дуге. Руль повернут на постоянный угол, а угол поворота автомобиля продолжает увеличиваться. В таком случае, боковой увод передних колес меньше задних и машину начинает заносить. Этот эффект больше всего знаком водителям, у которых автомобили заднеприводные. Избыточная поворачиваемость для них не только хорошо знакома, но и пользуется большой популярность. Воссоздать модель такой поворачиваемости можно, если на скользком покрытии резко нажать на газ, когда автомобиль находится на средней скорости. В таком случае, угол поворота передних колес не будет играть большой роли в формировании траектории, а угол поворота будет увеличиваться. Косвенно охарактеризовать такой тип поворачиваемости можно словом «занос».
Водителю в таком случае необходимо купировать этот занос, снизив угол поворота автомобиля. Если автомобиль полноприводный или с задним приводом, то нужно снизить тягу и повернуть колеса в противоположную сторону заноса.
На полноприводном автомобиле также необходимо повернуть колеса в противоположную сторону заноса, но при этом добавив газа, чтобы выйти из заноса.
На полноприводном автомобиле необходимо повернуть колеса в противоположную сторону заноса и действовать педалью газа в зависимости от особенностей автомобилей, в частности учитывая ведущую ось, схему распределения тяги и прочее.
Избыточной поворачиваемости при проектировании серийных автомобилей пытаются избежать. Причина опять таки заключается в динамичной стабильности, а точнее в ее отсутствии. При заносе автомобиля происходит эффект маятника и поперечная раскачка, то есть автомобиль становится динамически нестабильным. Для того, чтобы выйти из такого заноса, водителю нужно обладать специальными навыками, а если автомобиль переднеприводный, то не забывать, то нужно еще и использовать педаль газа. |