Наверняка, у каждого автовладельца, который успел застать времена Советского Союза, возникало желание хоть раз очутиться на заводе АвтоВаза. Ведь именно он ассоциировался с советским автопромом, клиентами которого были наши родители, дедушки или соседи. И помните те времена, когда завидовали другим, что у тебя только «копейка», а у других уже «девятка».
И вот наконец-то свершилось… За последние несколько лет Тольяттинский автозавод решил принять представителей СМИ. На протяжении трех дней представители компании знакомили журналистов с заводом, показывали новое оборудование и постоянно отгоняли от новинок, которые хорошо были спрятаны под брезентом. Если честно, то в каждом цеху до сих пор остался дух старых времен. Подтверждением, например, может служить тот самый представитель пресс-службы, который постоянно пересчитывал всех гостей, звал на ужин четко по расписанию и запрещал фотографировать то, что нельзя и не отвечал на те вопросы, на которые не имел права. Повстречали мы и истинных работяг, которые уже десятилетием не снимали своей рабочей формы, но по-прежнему с огнем в глазах выполняют свою работу.
Перед посещением завода, мы пересмотрели старый документальный фильм про Тольяттинский автозавод, в котором речь шла о конструкторе спортивного автомобиля, который очень просил выше сидячих представителей запустить его в серийное производство. Но последние ответили коротко – дорого. После просмотра советского фильма о том, как на АвтоВАЗе создавался спорткар, возникло очень большое желание познакомится с новой Lada Granta, а также пообщаться со специалистами, которые работали над ее созданием. Найти их нам удалось очень быстро и оказались они довольно пожилого возраста, что позволяло нам полагать, что у них есть не только дети, но уже и внуки. Но хватает на заводе и молодежи, у которых с одной стороны на уме еще одни вечерние развлечения, но с другой огня в глазах, как и у коллег постарше, у них тоже не отнять. Те, кто выполняет рутинную работу, например, сваривает детали и прочее, больше похожи на безвольных роботов. Объясняется это вполне логично, ведь делать каждый день одинаковую работу, то здесь и робот устанет.
Знакомство с создателями Lada Granta вызвало довольно двоякое впечатление. С одной стороны, они отнеслись с неким опасением к нашему прибытию, так как ожидали довольно каверзных вопросов. И с этим они угадали, но когда мы задавали вопрос, так сказать, со знанием своего дела, то у работников сразу загорались глаза, и они с радостью шли на контакт. Больше всего нас волновало, используется ли в салоне мягкий пластик, почему нет кожаной отделки руля и другие вопросы касательно проекта. Удивило и то, что большинство специалистов не назвало Lada Granta грандиозно новым автомобилем. Они честно признавались, что автомобиль является бюджетным вариантом и проектировался таким образом, чтобы его могли купить не только все слои населения, но и в случае поломки отремонтировать даже в отдаленном уголке Урала. Хотя другие работники твердили, что Lada Granta – это все-таки новинка, которая за небольшие деньги, предоставляет своему владельцу большой уровень комфорта. Кто из них оказался прав, мы вскоре узнаем.
История создания
На заводе журналистам предложили несколько коротких видеороликов, которые позволяли оценить дизайн автомобиля. Показывал ролики руководитель по дизайну Lada Granta и было видно, что своим «детищем» он сильно гордится. Изначально нам показали ключевые эскизы, а потом уже конечный результат, над которым работали в России. Любопытно и то, что на момент создания ролика, ни единого реального макета будущего автомобиля не было. Дело в том, что Lada Granta – это первая модель, которая проектировалась исключительно в виртуальном мире. Это позволило еще на этапе подготовки к производству провести виртуальные испытания безопасности, что дальше было подтверждено в реальности. От себя отметим, что из всех представленных эскизов, которые были показаны и тот, который в конечном итоге выбрали, действительно является самым удачным примером. И дело не только в красоте внешнего облика, а скорее в «вечности» дизайна.
Lada Granta является автомобилем, который выходит за грани правил, которым всегда придерживался завод. Перед создателем стояла задача – сделать с «ничего» «нечто» и в итоге у работников это получилось, а серийное производство автомобиля является прямым подтверждением этого факта. А весь секрет кроется в используемых материалах. Для примера, дверные карты на «Калине» состоят из 15 отдельных деталей, в то время, когда на Lada Granta они состоят только из трех. Потребителю это мало о чем скажет, но вот для производителя это уже считается очень хорошей экономией. Та же картинка складывается и вокруг радиаторной решетки вместе с передним бампером. В Lada Granta они являются цельнолитыми и состоят, как и дверные карты, из трех деталей. Меньше деталей используется и в торпедо. В Калине за основу берется 52 элемента, а в Lada Granta только 40.
Когда начали личный разговор с дизайнером, то он сразу признался, что перед всеми специалистами, которые работали над созданием Lada Granta, стояло очень важное задание – всегда думать о том, сколько обойдется их идея. То есть, каждая мысль учитывалась и подсчитывалась, и если конечный ценник был большой, то приходилось переделывать. Длилась такая работа очень долго и попытки представить новую Ладу, которая бы пришла на смену старым Жигулям, были предприняты еще в 2001 году. Такая работа даже получила отдельное название – «проект С», только вот потребовал на свою реализацию очень много сил, времени и денег, поэтому его заморозили. Сегодня увидеть два созданных концепта – купе и кроссовер, можно только в дизайнерском центре завода.
Очень сильно отличаются друг от друга и комплектации Lada Granta. Базовая версия предназначена для тех, кто имеет желание пересесть на новый автомобиль, но для этого не имеет хороших финансовых возможностей. Вот Lada Granta является для решения этой задачи отличным вариантом. Такой автомобиль является очень простым, в который производитель не установил даже гидроусилитель руля. Здесь нет лишней электроники, а бампера не покрыты краской. По большому счету, назвать такой автомобиль средством передвижения можно, только от старых Жигулей Lada Granta ушла не очень далеко.
Багажное отделение составляет 480 литров. По большому счету, капот, передние и задние крылья, бампера и оптика Lada Granta достались от Калины. Но в салоне стало немного просторней, за счет увеличенных свесов, хотя колесная база осталась такая же, как и у Калины. Что касается высоты салона, то здесь получился парадокс. Изначально в автомобиль сел журналист ростом в 175 см, который заявил, что он касается головой потолка. После этого в Lada Granta сел журналист с ростом в 196 см, который отметил, что у него еще остается место для макушки. Как так получилось? Секрет кроется в посадке. Если сидеть вальяжно, то крыша будет находится далеко от головы, но, если сесть ровно, то есть прислонить всю спину строго к спинке сидения, тогда голова будет упираться, а поэтому журналист с ростом в 175 см был прав.
Салон Lada Granta является самобытным и найти что-то похожее с интерьером Калины будет сложно. Здесь, в отличие от старых моделей ВАЗа производитель учел такое понятие, как эргономика. Все находится на своих местах, и даже если водитель пересядет в Lada Granta с иномарки, то он сможет найти те или иные приборы управления. Раздражает в базовой комплектации, что рулевую колонку регулировать нельзя вообще никак, поэтому придется смириться с тем, что есть. Напоминаем, что в базовой комплектации автомобиль буквально «голый».
Что касается топовой комплектации, то здесь предлагается покрашенные бампера, зеркала, ручки дверей, литые диски, электронастройки, бортовой компьютер, окантовка воздуховодов и климат-контроль. Еще очень важное отличие самой дорогой версии – это мотор. В комплектациях «База», «Норма» и «Люкс» устанавливают 1,6-ти литровые 8-ми клапанные моторы. Но вот только в первой версии мощность составит 80 л.с., а во второй на 10 л.с. больше. В топовой комплектации за дополнительную плату можно заказать 16-ти клапанный агрегат, мощность которого составит 98 л.с. Если говорить о динамических показателях, то до сотни быстрее всего разгоняется Lada Granta в комплектации «Норма», у которой на выполнение этой задачи уходит 11,8 секунд. Люксовая Lada Granta разгоняется до сотни на 0,2 секунды дольше. Наверное, уже все поняли, что «собака зарыта» именно в наличии дополнительного оборудования. Каждая дополнительная деталь – это лишний вес. Выводы напрашиваются сами.
Теперь несколько слов об ощущениях. Для этого производитель предоставил два автомобиля – в базовой и в топовой версии. Кстати, именно базовую Lada Granta в свое время не смог завести Владимир Путин. Производитель объяснил это тем, что президент по старинке начал давить на педаль газа, а на самом деле этого делать не нужно было, так как уже в базовой комплектации автомобиль отличается наличием электронной педали газа.
На треке завода, где и испытывают все новинки, на топовой Lada Granta нам удалось разогнаться до 140 км/ч, в то время, когда базовая показала тоже не плохой результат – 120 км/ч. Сильнее разогнаться не позволяла прямая, которая начала заканчиваться крутым поворотом. Мы не ездили еще на тестовых треках, поэтому были сильно удивлены крутизной всех поворотов. Когда пилот на скорости в 100 км/ч проходил такой поворот, в кресло вдавливало так, что складывалось впечатление, как будто катаешься на американских горках. Перед тем, как нам разрешили самим сесть за руль, руководство отметило, что предоставленные для теста автомобили являются не полностью серийными, а поэтому к мелочам, таким как муляжный бардачок, просили не цепляться. Хорошо не будем, но даже без таких мелочей прицепиться есть к чему. Забегая наперед, отметим, что коробка передач и ее переключения – это прямой привет от старых Жигулей. Ход и четкость передач далеко не как у иномарки, но те, кто привык к Жигулям, вполне оценят неплохую ее работу. Рулевое управление никаких особых чувств не вызывает. В зависимости от наличия усилителя, количество оборотов влево и право – 3 или 4. Про информативность говорить здесь нечего. Зато порадовала подвеска, которая в отличие от Калины здесь лучше. В виражах и на переездах стыков, автомобиль ведет себя более уверено и прогнозируемей. Крены есть, и они не маленькие, но это, наверное, мало интересует тех, кто захочет купить себе такой автомобиль. Куда важнее, что на неровностях, а их в нашей стране хватает, подвеска показывает себя очень хорошо, а пассажир не ощущает при этом дискомфорт.
Немного эксклюзивной информации, которая на то время точно была редкостью. Мы поговорили с главным дизайнером автомобиля и спросили, будет ли воплощен дизайн Lada Granta во все последующие. То есть, будут ли использовать такие фишки, которые будут заметны и на других автомобилях Лада и напоминать о родстве друг с другом. Для этого нам предложили посмотреть на Lada Granta и на Lada Largus, которая стояла рядом. Даже несмотря на то, что эти два автомобиля разные и построены на разных платформах, спорить о том, что в них ничего нет похожего, глупость и упрямство. Основной аспект – это радиаторная решетка и стиль оформления передней части автомобиля. Но самое интересное здесь – это эмблема и линия под ней. Кстати, кроется в этом стиле очень серьезный подтекст. Линия – это река, эмблема марки – это ладья, а углубление – визуализация того, что ладья плывет. В общем – «Ладья, которая плывет по реке Волга». Типично русский фольклор и типично русский автомобиль. Все логично!
Что касается ходовой, то еще во время лекций инженеры отмечали, что управляется Lada Granta лучше, чем та же Калина. А причина такой похвале сосредоточена в новой конструкции подвески. Спереди установили новый модуль стойки, усилили опоры кузова, а также усилили стабилизатор поперечной устойчивости. Что касается задней подвески, то такого от ВАЗа мы точно не ожидали. Впервые за всю практику завода она отличилась отрицательным углом развала колес, который устанавливается еще на конвейере и не требует настройки во время эксплуатации автомобиля.
Шумоизоляция и аэродинамический шум – это еще одни показатели, которые будут заставлять пассажиров разговаривать громче обычного. По правде говоря, дополнительную шумовую изоляцию лучше делать сразу, после того, как забираешь автомобиль с центра. И проблема здесь не просто в аэродинамическом шуме. Над этим вопросом специалисты потрудились очень хорошо и если верить представителям завода, вопросом этим занимались несколько месяцев. Иногда приходилось работать даже по 7 дней в неделю, ведь пока одни специалисты не получат показателей по одной части, они не смогут приступить к разработке следующей и так далее, по логической цепочке. Именно поэтому, еще на создании проекта, производитель не поленился и создал полноразмерный макет будущей Lada Granta.
Как и зарубежные производители, они хорошо продумали автомобили, прикрепили на него все необходимое и испытывали и испытывали, пока не получили необходимый результат. И это принесло свои плоды. Коэффициент лобового сопротивления в Lada Granta оказался лучшим за всю историю создания автомобилей Тольяттинским автозаводом. У стандартной Lada Granta он составляет 0,367, а у топовой – 0,353. Спрашиваете, откуда разница? Просто в максимальной комплектации под крыльями находятся специальные дефлекторы, которые отвечают за снижение сопротивления ветру. Почему такого же нет в базовой версии? Опять-таки вопрос экономии. С калькулятором здесь ходили все и всегда. Именно поэтому, количество материалов на базовой Lada Granta, которые отвечают за уровень шума в салоне, значительно меньше, чем в той же Калине. В любом случае, руководитель проекта отметил, что уровень шума в автомобиле оптимальный и это было подтверждено всеми необходимыми испытаниями.
Разумеется, что полностью познакомиться с автомобилем за несколько заездов просто нереально. Вот если бы несколько недель на нем прокатиться, то может и ощущения были другие. С уверенностью можно сказать, что если автомобиль будет стоить от 220 000 до 300 000 рублей, то многим «бюджетникам» придется поделиться лакомым пирогом на рынке. И получилось именно так, как и предполагалось, а подтверждением тому являются реальные продажи, которые мы видим уже сегодня. И хорошая конкурентноспособность объясняется не только техническими данными или внешним обликом. Все дело в том, что мало кто из производителей за столь доступную цену может предложить и салон хороший, и багажник большой и дизайн довольно симпатичный. Получается, что Lada Granta – это отличная дань вечным «Жигулям», поэтому вполне вероятно, что на конвейере такой автомобиль простоит очень долго.
Кстати, решение не красить бампера связано не только с экономией, но и с пожеланием клиента. Как отметили на ВАЗе, многие клиенты еще до серийного производства просили оставить в базе черные бампера. Причина этому кроется в экономии, но только не для производителя (хоть он на этом тоже выиграл), а именно для клиента, ведь в случае их повреждения бампера не придется красить.
Вот подушка безопасности очень порадовала, так как она предлагается сразу для всех версий без исключения, что для российского автопрома является очень большой редкостью. В топовой комплектации предлагается две подушки, а в качестве опций можно заказать и боковые. Дополнительно будет предлагаться система ABS, датчик света и дождя, а также GPS –модуль.