Как показывает практика, многие не сильно восхищаются пассажирскими фургонами, хотя они являются прекрасной альтернативой семейного автомобиля. Сегодня узнаем, как обстоят дела на практике и поможет нам в этом Citroen Berlingo Multispace. Второе поколение этого автомобиля начали выпускать в 2008 году. Через четыре года прошел небольшой рестайлинг фургона, а еще через год появилась версия с роботизированной трансмиссией. Именно такая модель и попалась нам на тест-драйве.
На сегодняшний день Citroen Berlingo Multispace предлагается только в двух комплектациях и только с 1,6-ти литровым дизельным мотором. Базовая комплектация получила название Attracion, она комплектуется более слабым агрегатом на 75 л.с. Более мощная версия, под названием XTR, разумеется, получила более мощный двигатель – на 90 л.с. Сегодня мы будем испытывать именно такую версию. Цены на автомобиль стартуют с отметки в 21 500 долларов, версия XTR с 26 000 долларов, а с учетом всех дополнительных опций, которые установлены на наш тестовый экземпляр, то цена и вовсе дотягивает почти до 30 000 долларов.
Среди дополнительных опций стоит отметить панорамную крышу, кожаный руль, датчик дождя и света, беспроводная связь, а также двухзонный климат-контроль. Все это затянуто почти на дополнительные 4 000 долларов.
Внешний облик
Если первое поколение Citroen Berlingo Multispace было более утилитарным, то с появлением нового, дизайнеры попытались придать автомобилю некой оригинальности. Новизна проявилась как в оформлении передней части и линии остекления, так и в более округлых углах кузова, которые ранее были сугубо острыми. Но концепция фургона осталась на месте. Вертикальные борта и однообьемный кузов никуда не делись.
После обновления в 2012 году, автомобиль получил новую радиаторную решетку, другой передний бампер, а также обновленную оптику, в которой теперь по-другому расположились поворотные огни. Появились и светодиодные ДХО, которые нашли на бампере свое отдельное место. Плюс ко всему, появилось два новых цвета кузова, а также новые колесные диски. Отдельно стоит отметить, что более дорогая комплектация этого фургона отличается увеличенным дорожным просветом (на 10 мм), дверными порогами, бампером, который выполнен во внедорожном стиле, а также дополнительной защитой двигателя.
Несмотря на немолодой возраст, смотрится Citroen Berlingo Multispace очень привлекательно. Разумеется, минивэны здесь выступают на передний план, но если сравнивать этот автомобиль с прямыми конкурентами с более молодым возрастом – все держится на хорошем уровне.
Дизайн
Как не крути, но салон сразу выдает, что автомобиль не очень молодой. Многие детали здесь знакомы еще по моделям концерна PSA, которые были представлены в начале 2000-х. На помощь приходит «ситроеновский» дизайн, который даже с обычного пассажирского фургона смог сделать довольно оригинальный автомобиль. Передняя панель получила практически вертикальное расположение, рычага коробки передач изначально практически не видно, а первое, что бросается в глаза, так это большое количество различных ниш для мелочей и круглые дефлекторы. Забегая наперед, отметим, что при более детальном осмотре, ниш для мелочей оказалось намного больше, чем показалось с первого раза.
На материалах обивки производитель тоже сэкономил. Весь используемый пластик твердый, а центральная вставка на торпедо оказалось еще и шороховатой, но ее цветовое оформление очень гармонично смотрится с цветом кузова. С эргономикой здесь все очень просто, но отдельного внимания заслуживает селектор коробки передач. Подобное можно встретить на британских Jaguar и Land Rover, но если у последних рычаг находится на месте, то в нашем случае он маскируется под дефлектор обдува. Это позволило очень хорошо сэкономить место. Если рассматривать версию с механической коробкой, то в таком случае рычаг будет находиться немного ниже климат-контроля, то есть почти под рукой.
Весь салон наполнен огромным количеством различных ниш и полочек, что позволит удачно разместить всякую мелочевку. Перчаточный ящик, к сожалению, оказался довольно маленьким, но на помощь приходит дополнительный бокс, который размещается над панелью приборов. Самая большая ниша разместилась между передними сидениями. Места вполне хватит не только для компакт-дисков, но и для вещей покрупней, для примера, несколько стеклянных бутылок пива.
Отдельного внимания в нашем случае заслуживает крыша автомобиля. Панорамная крыша, за которую придется доплатить 1 200 долларов, отличилась четырьмя отдельными окошками. Производитель не скрывает, а даже с гордостью говорит о том, что такое решение подсмотрели в авиации. Решение, несомненно, интересное, но если только смотреть на звездное небо, так как в солнечный день может хорошо напечь в голову, особенно при дальних переездах, когда вектор движения не меняется долгое время.
Посередине нас ждет еще одна интересная конструкция – дополнительный обдув для пассажиров задних сидений, который, плюс ко всему, обладает и встроенным ароматизатором. Правда работает он весьма специфически – забирает воздух над головами пассажиров. Все это делалось не только ради красоты, но и для обеспечения дополнительного комфорта, так как окна здесь не опускаются, а открываются только, как форточки, поэтому летом сильно не проветришь салон.
Посадка здесь довольно высокая и даже выше, чем у ряда кроссоверов. Водительское сидение обладает функцией регулировки по высоте, поэтому можно немного опустить его. Подушка и спинка довольно удобные, поэтому комфорт обеспечен. Небольшие претензии есть и касается это подгона рулевого колеса. По большому счету, посадка очень похожа, как в автобусах или грузовых автомобилях.
Если центральный бокс снять, что делается очень просто, то попасть на задний ряд можно даже не покидая салон. Дополнительная опция – три раздельных сидения, за которую пришлось доплатить 600 долларов. С виду довольно интересно, но на деле не очень удобно. Пассажирам по бокам в плечи будет сильно въедаться жесткий пластик, а если отодвинуться, то уже будет неудобно пятой точке и спине, так как сидения разделены. Поэтому, комфортней всего здесь будет именно среднему пассажиру и только в том случае, если он путешествует сзади в одиночку. В базовой комплектации сзади установлен обычный диван, который складывается в пропорции 2 к 3. Среди удобств стоит отметить откидные столики, дефлекторы обдува, о которых мы уже вспоминали, а также шторки на окнах.
Багажное отделение
По сравнению с легковыми автомобилями и универсалами, багажник у Citroen Berlingo Multispace просто огромен – 675 литров и этот объем только до полки, а ведь загрузить можно до самого потолка. Чтобы груз не разлетался по багажнику и кабине в момент резкого торможения, есть специальная удерживающая сетка. Борта багажника обшиты твердым пластиком и полностью ровные. Отделения для запасного колеса здесь нет, ведь оно прячется снаружи, под днищем. Есть здесь также специальный бокс-органайзер, который присутствует в самолетах, при этом открывается он также, а достать содержимое его можно прямо из салона. Производитель говорит, что этот бокс может выдержать груз до 10 кг.
В движении
Основное отличие Citroen Berlingo Multispace скорее всего кроется именно в технической начинке. Под капотом здесь установлен обновленный двигатель, а также находится микрогибридная технология, к которой мы вернемся немного позже. По большому счету, 1,6-ти литровый дизельный агрегат знаком и по другим моделям производителя, но только в нашем случае он подвергся небольшим доработкам. В итоге увеличился крутящий момент до 230 Н\м, мощность до 92 л.с., а также он начал отвечать стандарту Евро-5, в то время, когда «база» обладает более слабой версией мотора и подойдет только под стандарт Евро-4. Но основное отличие нашего мотора от всех остальных заключается не только в том, что он будет работать в паре с роботизированной коробкой, но и должен быть на полтора литра экономней. Производитель заявляет, что расход по городу составляет всего 5,1 литра.
В работе дизельный мотор показал себя с очень хорошей стороны. Не рвет конечно, то работает ровно и стабильно. Максимальный крутящий момент достигается уже на малых оборотах (1 700 об/мин). Отдельно стоит отметить и тихую работу агрегата. Как не крути, но свои 92 л.с. мотор отрабатывает полностью.
Возвращаясь к выше упомянутой микрогибридной технологии, отметим, что ее основная цель – сэкономить топливо в городских тянучках и на светофорах путем глушения мотора. При этом система начинает работать уже на скорости в 8 км/ч. На деле это оказалось не очень удобно, когда мотор постоянно глохнет и в тот же момент вынужден запускаться. Рядом с мотором разместился особый аккумулятор, специальный стартер-генератор, а также некоторые дообработки мотора. Но нас больше всего беспокоит надежность мотора, ведь еще не доехав до колонки на АЗС, система начинает глушить мотор, а мы знаем, что это не только вредно для турбины, но может понести за собой и очень негативные последствия.
На деле микрогибридная система и правда показывает себя лучшим образом и доказывает, что она может хорошо сэкономить топливо в баке. Пускай мотор выключенный, но в этот момент, все вспомогательные системы, такие как кондиционер и прочие, остаются работать в обычном режиме. Еще одно, если на улице меньше 5 градусов мороза, то система может и не глушить мотор, так как тепло и комфорт пассажиров здесь на первом месте.
Коробка, в отличие от мотора, заслуживает немного больше нареканий. В рваном режиме езды очень заметны торможения между передачами: это именно в тех случаях, когда нужно «переброситься» со второй на первую передачу и потом наоборот. Если в этот момент автоматика решит еще и заглушить мотор для экономии топлива, то о резком маневре можно и не мечтать.
Но есть у коробки и вторая сторона медали, которая заслуживает похвалы. Если переключать передачи вручную, то коробка работает более слажено и ровно. Но ведь «автомат» водитель покупает именно для того, чтобы не принимать участие во всем этом процессе. Вывод напрашивается сам: «робот» здесь придется по душе только тем водителям, которые по жизни флегматики.
Рулевое управление порадовало своей легкостью на малых скоростях и небольшой упругостью по мере роста скорости. Вот только руль находится довольно далеко, что заставляет тянуться к нему, что не всегда удобно. Руль здесь далеко не пустой. Помимо стандартных рычагов, здесь есть кнопки для управления круиз-контролем и музыкальной системой. Кожаная обивка немного грубая, но по ощущениям слаживается впечатления, что прослужит довольно долго.
Особое внимание мы обратили на ходовую часть. Спереди здесь установлены стойки McPherson и свою эффективность они отрабатывают "на ура". Задняя полузависимая балка на пружинах не так порадовала и очень часто напоминала нам о своей жесткости. И дело здесь даже не в конструкции, а в настройках. Немного улучшить положение позволит небольшой груз в багажнике.
Итоги
Как не крути, но окончательно ответа на вопрос, который мы задавали в начале нашего тест-драйва, мы так и не смогли найти. Citroen Berlingo Multispace действительно можно рассматривать, как семейный автомобиль, но стоит учитывать некоторые нюансы. Для примера, если автомобиль используется для малого бизнеса, то есть и груз часто перевозится, и семью нужно свозить в торговый центр, то этот автомобиль будет очень кстати.
С другой стороны, хоть дизайн автомобиля и обновленный, это все же фургон, что сразу напомнит о жесткой подвеске и утилитарном внешнем облике. Что касается надежности, что помимо гибридной установки здесь говорить пока рано, но есть все шансы, что Citroen Berlingo Multispace покажет себя с самой лучшей стороны даже через пару сотен тысяч пробега.