Рулевой механизм Хендай Гетц

Автомобили без  усилителя рулевого  управления

Рулевой механизм автомобилей без усилителя рулевого управления
Рис. 5.30. Рулевой механизм автомобилей без усилителя рулевого управления: 1 – рулевая тяга; 2 – пыльник; 3 – пылезащитный колпак; 4 – наконечник рулевой тяги; 5 – защитный чехол рулевой тяги; 6 – картер рулевого механизма; 7 – защитный чехол рулевой тяги


Рулевой механизм в сборе автомобилей без усилителя ST-21
Рис. 5.31. Рулевой механизм в сборе автомобилей без усилителя ST-21: 1 – сальник; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – приводная шестерня; 4 – подшипник; 5 – сальник; 6 – пыльник; 7 – пылезащитный колпачок; 8 – верхняя пробка; 9 – упор рейки; 10 – пружина упора рейки; 11 – контргайка; 12 – регулировочный винт упора рейки; 13 – вкладыш; 14 – гайка; 15 – защитный чехол; 16 – наконечник рулевой тяги; 17 – зажим; 18 – защитный чехол; 19 – хомут; 20 – рулевая тяга; 21 – рейка; 22 – картер рулевого механизма


Рулевой механизм автомобилей без усилителя рулевого управления показан на рис. 5.30 , рулевой механизм  в сборе (без усилителя) – на рис. 5.31 .
Снятие
Установите автомобиль на подъемник.
Поднимите автомобиль.
Отсоедините передний глушитель.
Снимите передние колеса.
Выбейте контровочный  шплинт гайки и съемником выпрессуйте палец шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака.
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма.

Крепления заднего кронштейна подвески коробки передач
Рис. 5.32. Крепления заднего кронштейна подвески коробки передач


Отверните  болты   крепления  заднего  кронштейна подвески коробки передач ( рис. 5.32 ).

Болты крепления подрамника
Рис. 5.33. Болты крепления подрамника


Установите под подрамник домкрат для коробок передач и отверните четыре болта крепления подрамника ( рис. 5.33 ).
Проверка технического состояния  и регулировка

Болты крепления рулевого механизма
Рис. 5.34. Болты крепления рулевого механизма


Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления ( рис. 5.34 ).

Снятие рулевого механизма в сборе с тягами
Рис. 5.35. Снятие рулевого механизма в сборе с тягами


Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протягивая его к правой стороне автомобиля ( рис. 5.35 ).
Зажмите рулевой механизм в тиски с латунными или алюминиевыми накладками.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Зажатие рулевого механизм в тиски
Рис. 5.36. Зажатие рулевого механизм в тиски

Допускается зажимать рулевой механизм в тиски только его установочной частью. Зажатие какой-либо другой его части может вызвать повреждение рулевого механизма ( рис. 5.36 ).

Проверка момента вращения приводной шестерни
Рис. 5.37. Проверка момента вращения приводной шестерни


Проверьте момент вращения приводной шестерни ( рис. 5.37 ), вращая ее со скоростью один оборот примерно за 4–6 с.
Момент вращения 0,6–1,3 Н·м.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Момент вращения приводной шестерни измеряется в области всего хода рейки.

Если момент вращения не соответствует норме, отрегулируйте упор рейки, затем снова проверьте момент вращения.
Если регулировкой упора рейки нужный момент получить не удается, проверьте детали упора рейки и при необходимости замените их.
Несколько раз резко поверните рулевую тягу.
С помощью пружинных весов измерьте момент сопротивления проворачиванию рулевой тяги. Он должен быть равен 8–22 Н·м.
Если полученное значение превышает норму, замените рулевую тягу.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если момент сопротивления проворачиванию ниже указанного предела, возможно дальнейшее использование рулевой тяги при условии, что ее вращение происходит плавно, без чрезмерного люфта.

Проверьте защитные чехлы на наличие повреждений и ухудшение свойства материала.
Убедитесь в правильности установки чехлов.
Неисправные чехлы замените новыми.
Разборка

Снятие наконечника рулевой тяги
Рис. 5.38. Снятие наконечника рулевой тяги


Снимите наконечник рулевой тяги ( рис. 5.38 ).
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и снимите защитный чехол шарового шарнира.

Хомут крепления защитного чехла рейки
Рис. 5.39. Хомут крепления защитного чехла рейки


Снимите хомут крепления защитного чехла рейки ( рис. 5.39 ).

Снятие зажима крепления чехла рейки
Рис. 5.40. Снятие зажима крепления чехла рейки


Снимите зажим крепления чехла рейки ( рис. 5.40 ).
Снимите чехол рейки, сдвинув его на рулевую тягу.

        ПРИМЕЧАНИЕ
При установке чехла проверьте рейку на наличие следов коррозии.

Зубилом отогните стопорную шайбу крепления рулевой тяги к рейке.

Отворачивание контргайки регулировочного винта упора рейки
Рис. 5.41. Отворачивание контргайки регулировочного винта упора рейки


Отверните контргайку регулировочного винта упора рейки ( рис. 5.41 ).

Отворачивание регулировочного винта упора рейки
Рис. 5.42. Отворачивание регулировочного винта упора рейки


Отверните регулировочный винт упора рейки торцовым ключом на 14 мм ( рис. 5.42 ).

Упор рейки
Рис. 5.43. Упор рейки: 1 – вкладыш; 2 – пружина упора; 3 – регулировочный винт; 4 – контргайка


Отверните контргайку,  снимите пружину упора,  упор рейки ( рис. 5.43 ) и вкладыш.

Отворачивание внутреннего шарового шарнира рулевой тяги
Рис. 5.44. Отворачивание внутреннего шарового шарнира рулевой тяги


До упора сместите рейку внутрь картера рулевого механизма и зажмите картер на уровне зубчатой части рейки в тиски с латунными губками. Отверните внутренний шаровой шарнир рулевой тяги и отсоедините тягу от рейки ( рис. 5.44 ).
Выньте рейку из картера рулевого механизма.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Извлечение рейки из картера рулевого механизма
Рис. 5.45. Извлечение рейки из картера рулевого механизма

Вынимайте рейку в направлении к левой стороне автомобиля, чтобы не повредить вкладыш зубьями рейки ( рис. 5.45 ).

Сборка
Нанесите на рейку смазку указанной марки, вставьте рейку в картер рулевого механизма, установите в картер приводную шестерню.
Вставляйте рейку в картер с левой стороны.
При установке приводной шестерни введите ее в зацепление с рейкой.
Удалите излишек смазки.
Перед установкой сальника рулевого механизма нанесите на него смазку.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Сальник заменяйте новым.

Установите упор рейки, пружину упора, регулировочный винт упора и заверните контр-гайку.
Затяните регулировочный винт упора рейки моментом 11 Н·м, затем отверните его на угол 30–60°. Затяните контргайку регулировочного винта.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Регулировку упора рейки проводите при среднем положении рейки. Контргайку устанавливайте на герметик.

Законтривание рулевой тяги к рейке кернением
Рис. 5.46. Законтривание рулевой тяги к рейке кернением


Присоедините рулевую тягу к рейке и законтрите ее кернением ( рис. 5.46 ).
Установите на место чехол рейки и закрепите его хомутом и зажимом.
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и установите защитный чехол шарового шарнира.
Установите наконечник на рулевую тягу.
Установка
Установите рулевой механизм через правую сторону автомобиля.
Закрепите рулевой механизм на подрамнике.
Поднимите подрамник домкратом и закрепите его на кузове.
Закрепите задний кронштейн подвески коробки передач. Присоедините наконечники рулевых тяг к поворотным кулакам.
Установите на место передний глушитель.
Опустите автомобиль.
Установите передние колеса.
В салоне присоедините вал рулевого управления к рулевому механизму.

Автомобили  с гидроусилителем  рулевого управления

Рулевой механизм автомобилей с гидроусилителем рулевого управления
Рис. 5.47. Рулевой механизм автомобилей с гидроусилителем рулевого управления: 1 – пыльник; 2 – пылезащитный колпак; 3 – трубопроводы гидросистемы; 4 – наконечник рулевой тяги; 5 – рулевая тяга; 6 – защитный чехол рулевой тяги; 7 – картер рулевого механизма


Рулевой механизм автомобилей, оснащенных гидроусилителем рулевого управления, в сборе
Рис. 5.48. Рулевой механизм автомобилей, оснащенных гидроусилителем рулевого управления, в сборе: 1 – трубопроводы гидросистемы; 2, 5 – сальники; 3, 4 – подшипники; 6 – пыльник; 7 – пылезащитный колпак; 8 – корпус распределителя; 9 – распределитель; 10 – упор рейки; 11 – пружина упора рейки; 12 – контргайка; 13 – регулировочный винт упора рейки; 14 – вкладыш; 15, 19 – защитные чехлы; 16 – гайка; 17 – наконечник рулевой тяги; 18 – зажим; 20 – хомут; 21 – рулевая тяга; 22 – рейка; 23 – заглушка; 24 – гайка;
25 – подшипник; 26 – картер рулевого механизма


Рулевой механизм автомобилей с гидроусилителем рулевого управления показан на рис. 5.47 , рулевой механизм в сборе (автомобили с гидроусилителем рулевого управления) показан на рис. 5.48 .
Снятие
Установите автомобиль на подъемник.
Слейте рабочую жидкость из системы гидроусилителя.
Снимите передние колеса.
Выбейте контровочный шплинт гайки и с помощью приспособления выпрессуйте шаровой шарнир наконечника рулевой тяги из поворотного кулака.
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма.
Поднимите автомобиль.
Снимите хомут крепления шланга высокого давления и отверните болт хомута крепления сливного шланга системы гидроусилителя.
Отсоедините передний глушитель.
Отверните болты крепления заднего кронштейна подвески коробки передач.
Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления.
Установите под подрамник домкрат для коробок передач и отверните четыре болта крепления подрамника.
Отсоедините от рулевого механизма штуцера трубопровода высокого давления и сливного трубопровода.
Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протянув его к правой стороне автомобиля.
Проверка технического состояния  и регулировка
Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления.
Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протягивая его к правой стороне автомобиля.
Зажмите рулевой механизм в тисках с латунными или алюминиевыми накладками.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Допускается зажимать рулевой механизм в тиски только его установочной частью. Зажатие какой-либо другой его части может вызвать повреждение рулевого механизма.
Проверьте момент вращения приводной шестерни, вращая ее со скоростью один оборот примерно за 4–6 с; момент вращения должен быть равен 0,6–1,3 Н·м.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Момент вращения приводной шестерни измеряется в области всего хода рейки.

Если момент вращения не соответствует норме, отрегулируйте упор рейки, затем снова проверьте момент вращения.
Если регулировкой упора рейки нужный момент получить не удается, проверьте детали упора рейки и при необходимости замените их.
Несколько раз резко поверните рулевую тягу.
С помощью пружинных весов измерьте момент сопротивления проворачиванию рулевой тяги, он должен быть равен 8–22 Н·м.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если момент сопротивления проворачиванию ниже указанного предела, возможно дальнейшее использование рулевой тяги при условии, что ее вращение происходит плавно, без чрезмерного люфта.

Если полученное значение превышает норму, замените рулевую тягу.
Проверьте защитные чехлы на наличие повреждений и ухудшение свойств материала.
Убедитесь в правильности установки чехлов.
Неисправные чехлы замените новыми.
Разборка
Снимите наконечник рулевой тяги.
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и снимите защитный чехол шарового шарнира.

Хомут крепления защитного чехла рейки
Рис. 5.49. Хомут крепления защитного чехла рейки


Снимите хомут крепления защитного чехла рейки ( рис. 5.49 ).

        ПРИМЕЧАНИЕ
При установке чехла проверьте рейку на наличие следов коррозии.

Снимите чехол рейки, сдвинув его на рулевую тягу.
Медленно выдвигая рейку, слейте рабочую жидкость из картера рулевого механизма.
Зубилом отогните стопорную шайбу крепления рулевой тяги к рейке.
Отсоедините рулевую тягу от рейки.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При отсоединении рулевой тяги от рейки проследите за тем, чтобы на рейку не действовало усилие скручивания.

Отверните контргайку регулировочного винта упора рейки.
Отверните упор торцовым ключом «на 14».
Отверните контргайку, выньте из рулевого механизма регулировочный винт упора рейки, пружину упора, упор рейки и вкладыш.
Отсоедините питающий трубопровод от картера рулевого механизма.

Болты крепления корпуса распределителя
Рис. 5.50. Болты крепления корпуса распределителя


Снимите корпус распределителя, отвернув болты ( рис. 5.50 ).
Когда конец стопорного кольца выйдет из отверстия с пазом, поверните стопор рейки против часовой стрелки и снимите стопорное кольцо.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Стопор рейки
Рис. 5.51. Стопор рейки

Проследите за тем, чтобы не повредить рейку ( рис. 5.51 ).

Выньте втулку рейки и рейку из картера рулевого механизма.

Уплотнительное кольцо картера
Рис. 5.52. Уплотнительное кольцо картера


Выньте из картера уплотнительное кольцо ( рис. 5.52 ).
Выньте сальник из втулки рейки.

Выбивание распределителя из корпуса
Рис. 5.53. Выбивание распределителя из корпуса


Выбейте распределитель из корпуса распределителя молотком с мягким бойком ( рис. 5.53 ).
Выньте из корпуса распределителя сальник и шариковый подшипник.
Выньте сальник и уплотнительное кольцо из картера рулевого механизма.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Примите меры предосторожности, чтобы не повредить зеркало цилиндра клапана приводной шестерни в картере рулевого механизма.

Извлечение сальника и шарикового подшипника из корпуса распределителя
Рис. 5.54. Извлечение сальника и шарикового подшипника из корпуса распределителя: 1 – приспособление 09573-21200; 2 – упорная шайба; 3 – сальник; 4 – приспособление 09573-21000


С помощью специального приспособления выньте сальник и шариковый подшипник из корпуса распределителя ( рис. 5.54 ).
Проверка технического состояния
1. Рейка.
Проверьте зубья рейки на наличие повреждений и износа.
Проверьте поверхность контакта с сальником на наличие повреждений.
Проверьте  рейку  на  наличие  погнутости  или скручивания.
Проверьте кольцо сальника на наличие повреждений или износа.
Проверьте  сальник  на   наличие   повреждений или износа.
2. Приводная шестерня и распределитель.

Приводная шестерня и распределитель
Рис. 5.55. Приводная шестерня и распределитель


Проверьте зубья приводной шестерни ( рис. 5.55 )  на наличие повреждений или износа.
Проверьте поверхность контакта с сальником на наличие повреждений.
Проверьте кольцо сальника на наличие повреждений или износа.
Проверьте  сальник  на   наличие   повреждений или износа.
3. Подшипник.
Проверьте подшипник на наличие заеданий или повышенного шума при вращении.
Убедитесь в отсутствии чрезмерного зазора в подшипнике.
Убедитесь в наличии всех иголок подшипника.
Проверьте зеркало цилиндра картера рулевого механизма на наличие повреждений и защитные чехлы на наличие повреждений, трещин или старения.
Сборка
Смажьте рабочей жидкостью PSF-3 всю поверхность сальника рейки.

Установка сальника в картер рулевого механизма
Рис. 5.56. Установка сальника в картер рулевого механизма: 1 – приспособление 09573-21200; 2 – приспособление 09573-21000; 3 – приспособление 09555-21000; 4 – приспособление 09573-21100


Установите сальник в картер рулевого механизма в положении, показанном на рис. 5.56 .
Нанесите рабочую жидкость PSF-3 на всю   поверхность втулки сальника рейки.
Установите сальник во втулку рейки.
Нанесите рабочую жидкость на всю поверхность уплотнительного кольца и установите кольцо во втулку рейки.
Нанесите на зубья рейки универсальную смазку SAE J310a, NLGI #2 ЕР.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Проследите за тем,  чтобы не закупорить смазкой вентиляционное отверстие рейки.

Установка втулки рейки
Рис. 5.57. Установка втулки рейки: 1 – втулка рейки; 2 – рейка


Вставьте рейку в картер рулевого механизма, вставьте втулку рейки и сместите ее внутрь до совмещения с пазом картера, после чего закрепите втулку ( рис. 5.57 ).
С помощью специального приспособления установите сальник и шариковый подшипник в корпус распределителя.
Установите распределитель в картер рулевого механизма, для чего нанесите на распределитель рабочую жидкость и смазку.
Нанесите на сальник рабочую жидкость, установите его в картер рулевого механизма и закрепите распределитель и уплотнительное кольцо в картере.
Присоедините рулевую тягу и законтрите ее кернением с помощью зубила.
Установите вкладыш, упор рейки, пружину упора в показанном на рисунке порядке. Пе-ред установкой нанесите герметик на резьбу регулировочного винта упора рейки.
При среднем положении рейки заверните регулировочный винт упора рейки в картер рулевого механизма и торцовым ключом «на 14» затяните его моментом 12 Н·м, затем от-верните винт на угол 30–60° и затяните контргайку винта моментом 50–70 Н·м.
Затяните штуцер крепления питающего трубопровода системы указанным моментом и установите резиновую подушку на клей.
Нанесите силиконовую смазку на место установки защитного чехла (в канавку) рулевой тяги.
Установите на чехол новый хомут крепления.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Каждый раз при установке чехла заменяйте хомут крепления новым.

Установите чехол на место, не допуская его перекручивания.

Закладка смазки в защитный чехол шарового шарнира рулевой тяги
Рис. 5.58. Закладка смазки в защитный чехол шарового шарнира рулевой тяги: 1 – смазка А; 2 – смазка В; 3 – герметик


Заложите смазку в защитный чехол шарового шарнира рулевой тяги и на кромку чехла и закрепите чехол стопорным кольцом, заведя его в канавку шарнира ( рис. 5.58 ).
Смазка А (см. рис. 5.58 ) – POLE LUB GLY 801К или аналогичная.
Смазка В SHOWA SUNLIGHT MB 2 или аналогичная.
Полость и кромка защитного чехла – THREE BOND.
Установите шаровой шарнир на рулевую тягу.
Проверьте момент вращения приводной шестерни.
Установка
Установите рулевой механизм на место через правую сторону автомобиля.
Закрепите рулевой механизм на подрамнике.
Присоедините к рулевому механизму трубопровод высокого давления и сливной трубопровод.
Поднимите подрамник домкратом и закрепите его на кузове.

Хомут крепления шланга высокого давления и сливного трубопровода (указан стрелкой)
Рис. 5.59. Хомут крепления шланга высокого давления и сливного трубопровода (указан стрелкой)


Закрепите шланг высокого давления и сливной трубопровод хомутом ( рис. 5.59 ).
Установите задний кронштейн подвески коробки передач.
Присоедините передний глушитель.
Медленно опустите автомобиль.
Присоедините рулевые тяги к поворотным кулакам.
Установите колеса.
Присоедините рулевой вал к рулевому механизму.
Залейте рабочую жидкость в бачок гидроусилителя.
Удалите воздух из системы гидроусилителя.

Шланги и трубопроводы  гидроусилителя

Шланги и трубопроводы гидроусилителя
Рис. 5.60. Шланги и трубопроводы гидроусилителя: 1 – наконечник рулевой тяги; 2 – рулевая тяга; 3 – чехол рейки; 4 – хомут крепления рулевого механизма; 5 – хомут крепления шланга высокого давления; 6 – трубопровод и шланг высокого давления; 7 – сливной трубопровод; 8 – кронштейн крепления насоса гидроусилителя; 9 – бачок насоса гидроусилителя; 10 – кронштейн крепления бачка; 11 – маслоохладитель


Шланги и трубопроводы гидроусилителя показаны на рис. 5.60 .
Снятие
Установите автомобиль на подъемник.
Слейте рабочую жидкость из системы гидроусилителя.
Снимите передние колеса.
Выбейте контровочный шплинт гайки и съемником выпрессуйте палец шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака.
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма.
Поднимите автомобиль.
Снимите хомут крепления шланга высокого давления и отверните болт хомута крепления сливного шланга системы гидроусилителя.
Отсоед

КАТАЛОГ
Hyundai Getz 2002+