Эра бензоэлектрического автомобиля Toyota Prius началась в начале 2001 года, когда модель стала самой популярной в Японии. Но официальные продажи автомобиля начались значительно раньше. На российском автомобильном рынке модель медленно завоевывала позиции, ведь за последние шесть лет было продано официально всего 819 машин. Да и цена высокая, около 2,1 млн. рублей для модели такого уровня.
Кузовные параметры
Топ-менеджмент компании Toyota существенно поработал над кузовом Toyota Prius. Например, базовую модель переделывали несколько раз, установили легкосплавные диски, а для улучшения аэродинамики предусмотрели в заводской комплектации пластиковые колпаки. Также максимально переделали систему освещения, теперь все фонари полностью светодиодные, включая ходовые и противотуманки.
Задние фары обычной формы, слегка наклонены назад для увеличения обзора и снижения мертвой зоны. А вот в люксовой модели Prime зеркала горизонтальные, стекло выпуклое, но таких автомобилей в официальных продажах нет, и пока не планируется. Активные жалюзи радиатора установлены над передним бампером, спойлер над крышкой багажника, заднее стекло часто загрязняется.
В Toyota Prius четвертого поколения используются универсальные детали, поэтому существенно сокращена стоимость производства модельного ряда. Рамная платформа позаимствована в C-HR, но сам Prius больше и вместительней. Клиренс небольшой, всего 136 мм, но это неудобство компенсируется большой посадочной базой. Такое ощущение, что это не хэтчбэк, а комфортабельный минивэн.
Машина создана для городской езды, поэтому, ждать от нее активного драйва не стоит. После запуска гибридной установки достаточно перевести рычаг коробки-автомата в режим езды и плавно нажать на педаль газа. Машина свою сотню набирает плавно за 10,6 секунды, потом динамика снижается. Разработчики строго предусмотрели городской цикл, ждать от Toyota Prius гонок не стоит.
Интерьер простой, комфортный, хорошо подобраны обивочные материалы и цветовая гамма. Хорошо поработали дизайнеры – воздушные дефлекторы, светлая отделка, стильные дверные панели делают Toyota Prius визуально светлее, просторней, шире. Хотя, в нем удобно расположатся четыре взрослых мужчины.
Управление и эргономика
Тормоза у Toyota Prius хорошо «отточены», а при нажатии до упора машина останавливается практически мгновенно. Коробка-автомат только помогает двигателю остановиться, рывков при переключении не наблюдается. Тормозная система слишком интегрирована под силовой агрегат. На завершающей стадии торможения запускается гибридная установка и возникает резкое торможение. Причем, это ощущение возникает не только в режиме Drive, но и в Brake, когда автомобиль тормозит после сброса педали акселератора.
Руль отзывчивый и точный, как на гибриде. Автомобиль реагирует на повороты четко и плавно, чувствуется каждое действие машины. Крен возникает только на крутых виражах, и то он практически не ощущается, но желания ездить быстро не возникает. Навигационной системы нет, поэтому управлять Toyota Prius нужно внимательно. Достаточно немного отвлечься, бросить руль, как машина сразу уйдет с намеченного курса. Ездить по приборам стало проще, хотя приборная панель расположена не удобно для водителя. Зато все основные показатели проецируются на лобовое стекло, причем со всеми необходимыми данными.
На Toyota Prius четвертого поколения уже установлен пакет «плохих дорог» (предназначено для российских дорог). В нем предусмотрены модернизированные пружины, клиренс 136 мм, амортизаторы. Подвеска стала более мягкой, используется упругое демпфирование, нет курсовой раскачки, шасси отлично держит большие выбоины, а широкий протектор успешно справляется с мелкими ухабами и неровностями покрытия.
Чем больше приходится ездить на Toyota Prius четвертого поколения, тем больше привыкаешь к ней. Может, искусственная кожа руля зимой теплая, а летом прохладная? Или климат-контроль подстраивается под количество пассажиров? Отличить разницу в работе гибрида с негибридной моделью невозможно.
Машина экономичная и довольно стильная. Toyota Prius потребляет всего 2, 5 л бензина на 100 км в загородном режиме. Смешанный цикл – это 6 л на 100 км пути, но это потребление условное, ведь борт-компьютер самостоятельно рассчитает реальный расход топлива на протяжении всего пути. Дизайн – это отдельный разговор, ведь такого еще не делали, и машина предназначена, в первую очередь, для привлечения внимания.
Технические детали
Ходовая часть. Спереди у Toyota Prius стойки McPherson, сзади – многорычажная подвеска. Такая конструкция рамы предусматривает универсальность корпуса. Ведь, с установленным сзади двигателем можно успешно комбинировать модельный ряд. Японцы такую разработку именуют подвеской на спаренных рычагах жесткой сцепки, а продольных балок будто не существует. Крепления амортизаторов в верхней части кузова слегка наклонены к центру, чтобы увеличить стойкость автомобиля.
Существенно изменился кузов Toyota Prius. Теперь из алюминия сделан только капот, нижняя поперечина переднего бампера, багажник, а высокопрочная сталь стала составлять около 19% массы автомобиля. Прочность кузова, благодаря лазерной сварке, увеличилась до 60%, также увеличилось количество сварных точек. Все это делает кузов более прочным.
Улучшилась шумоизоляция салона. Теперь слой покрытия стал толще, добавлен еще один шар. Под ним предусмотрен дополнительный слой герметика, который покрывает пороги, моторный щит, центральный тоннель. Также установлена шумоизоляция под капотом и передней панелью салона. Защита стальная, размеры перекрывают низ моторного отсека, катализатор, коробку передач. Ее легко демонтировать, достаточно снять всего шесть болтов, все они прикручены к лонжеронам и брызговикам рамы кузова.
Аэродинамику нового Toyota Prius тестировали на новой аэродинамической трубе, которая максимально адаптирована к реальным дорожным условиям и сопротивлению колес во время вращения. Аэродинамические характеристики Toyota Prius изменились практически до неузнаваемости, поэтому, корпус обтекаемый, плавные отводы чередуются со строгими формами крыши, а задний спойлер создает дополнительную прижимную силу.
Бензиновый двигатель Toyota Prius техниками полностью переделан, чтобы увеличить мощность, но не потерять динамику и экономичность. Установлены новые впускные топливные каналы, которые улучшили впрыск топлива и снизили противоход. В контуре охлаждения цилиндра используются прокладки из вспененного полиуретана, они выравнивают температуру стенок во время полного хода поршневой группы. Благодаря измененной конструкции поршневой группы снизилось трение, и увеличилась стойкость к детонации.
Также полностью переработано управление гибридного бензиноэлектрического двигателя. Она отличается снижением электрических потерь в четыре раза, уменьшена в размерах на 30%, а масса стала значительно меньше. Таким образом, стартер теперь расположен спереди, а багажник стал более вместительным. Аккумуляторная батарея никель-металлгибридная, емкость 6,5 А/ч, довольно компактная и заряжается намного быстрее. Для американского и азиатского рынков предусмотрено место под классическую литий-ионную батарею.
На что хочется обратить внимание в Toyota Prius четвертого поколения – это модернизированная трансмиссия. Она стала не только компактной, но и эффективной. За счет пересмотренной архитектуры тяговых элементов, ведь генератор и электромотор расположены на параллельных осях и нет планетарного механизма между электромотором и главной передачей, механические потери снижены на 20%. Также под капотом появился совершенно новый синхронный электромотор.
Полный привод поставляется только для японского рынка. Задняя ось вспомогательная, она включается автоматически при старте или пробуксовке передней оси. С технической точки зрения – это вспомогательный электромотор, установленный на задней оси и инвертор с воздушным охлаждением. Тяговая батарея стандартная.
Как все начиналось
В 1992 году компания решила обратить внимание на охрану окружающей среды. В этом же году стартовал инновационный проект G21, целью которого была разработка принципиально нового автомобиля для продажи по всему миру. Но первые разработки водородных автомобилей и электрокаров претерпели неудачу. Тогда оптимальным решением стало использование гибридной силовой установки. На разработку проекта были брошены все инженерские силы. И в 1995 году на Токийском автошоу был впервые показан Toyota Prius. Этой модели было суждено стать первым в мире серийным электробензиновым автомобилем. Но проблемы возникали на ровном месте, и их приходилось оперативно решать. Для начала, проблемы были с аккумуляторной батареей. Проблему удалось решить в кратчайшие сроки, создание новой модели обошлось компании в 1 миллиард долларов. И в 1997 году появилась первая серийная модель Toyota Prius NHW10.
Это был седан с гибридной силовой установкой, бензиновый двигатель объемом 1,5 л и 58 лошадиными силами. Электромотор имел мощность 30 кВт и оснащен трансмиссией с обраткой на колеса. Этот принцип передачи мощности сохранился и во всех будущих моделях Toyota Prius. Суммарная мощность автомобиля 98 лошадиных сил, расход топлива 5л/100 км, минимальные выбросы окислов азота и углерода.
До 2000 года Toyota Prius продавалась только на внутреннем японском рынке, причем, продажи часто шли компании в убыток за счет ограниченного потребления. Себестоимость машины была вдвое выше ее реальной рыночной стоимости. Но свою главную роль машина оправдала: более 12 000 автомобилей в год. И тогда Toyota решила выходить на внешний рынок.
В 2001 году появилось промежуточное поколение Toyota Prius между первым и вторым рестайлингом. Они стали оснащаться более мощными двигателями суммарно 104 лошадиные силы. Это поколение стоило всего 20 000 долларов, и предназначалась для американского рынка. Автомобиль получил феноменальный успех среди американцев, продажи возрастали в геометрической прогрессии. Этот успех нужно было закрепить, и появился Toyota Prius второго поколения.
Второй Prius появился в 2003 году, собран на платформе МС, оснащен двигателем 1,5 л, но кузов стал совсем иным. База удлинилась до 4450 мм, коэффициент лобового сопротивления 0,26. Также появился в базовой комплектации кондиционер с электрическим приводом, а батарея стала значительно легче.
В мае 2008 года был продан миллионный Toyota Prius. Особенной популярностью модель пользовалась в Америке, где предусмотрены отличные таможенные условия, зеленый тариф, выгодные дилерские условия. Но действительным рекордсменом по продажам оставалась Япония. В 2009 году появился Prius третьего поколения. Не поменялась только база машины, все остальное было полностью переделано. Новый мощный двигатель с суммарной мощностью 136 лошадиных сил, зарядка от обычной розетки, мощные компактные батареи, высокая экономичность.
Этот Toyota Prius претерпел незначительные изменения, в основном, они коснулись корпуса, расположения силовых агрегатов, и переработана трансмиссия. Несмотря на менее емкую батарею, пробег стал большим за счет снижения лобового сопротивления. Также увеличилась полезная база, клиренс, мощность. Prius стал одним из самых продаваемых моделей Toyota, суммарно было продано более 3,56 млн. экземпляров всех модельных линеек. И это не предел, ведь гибрид постоянно развивается и модернизируется, а это залог успеха.