С 1 июля 2017 года транспортные средства Российской Федерации должны были перейти на электронные паспорта (ЭПТС). Однако это событие перенесли на неопределенное время. Большинство дилеров и автопроизводителей не были готовы к нововведению. К ним относятся страны, входящие в состав ЕАЭС. Аналитики предполагают, что на данный момент переход возможен не раньше, чем через полгода или год. Участники рынка говорят, что аналогичная ситуация происходила с “ЭРА-ГЛОНАСС”. Тогда руководство хотели запустить в ход документ, который не прошел обкатку.
Неготовность участников рынка заключается в отсутствии технической оснащенности для такой процедуры. Когда будет предпринята следующая попытка оформления документов в электронном виде, решат на заседании ЕЭК.
Следует отметить, что участники авторынка обращались с просьбой продления сроков, в течение которых необходимо было оформить электронные паспорта, на конец этого года. Даже было вынесено предложение о продлении до середины следующего года. На сегодняшний день эксперты уверены, что перейти на новую технологию удастся не ранее, чем через полгода или год. Когда завершится переходный период, производители автомобилей в России, Армении, Казахстане, Беларуси и Кыргызстане будут выпускать машины (шасси автомобилей) согласно установленным правилам на базе электронных паспортов. На бумаге паспорта автомобилей больше не будут регистрироваться.
Руководство ЕЭАК решило продлить сроки перехода в связи с поступившей информацией о неравномерном уровне технической оснащенности предприятий производителей автомобилей, чтобы осуществлять регистрацию транспортных средств на электронном носителе.
На первом месте по готовности оказалась Россия. Второе место по обеспечению национальной правовой базы занимает соседняя Беларусь. Для других государств необходимо немного больше времени для осуществления перехода.
Предложение ввести новую систему регистрации транспортных средств внесло Минпромторга. Вместе с Федеральной таможенной службой и Министерством внутренних дел был разработан проект постановления, отражающего сущность перехода на электронные паспорта, который проходит через процесс публичного анализа. Постановлением определяются ответственные за оформление электронных паспортов в лице самих автопроизводителей. Благодаря этому выпускаемый автомобиль будет иметь свой уникальный номер. Чтобы зарегистрировать машину в ГИБДД, владельцу будет необходимо только указать номер паспорта транспортного средства или номер идентификации. Помимо этого необходимо предоставить договор о покупке автотранспорта. Владельцы старых автомобилей также смогут оформить электронный ПТС. Однако это не является обязательным мероприятием. Никто не станет заставлять автовладельцев переходить на электронный вариант паспорта.
Однако автопроизводители и дилеры вынуждены были просить отсрочку для перехода на электронную регистрацию. Это было вызвано тем, что участники авторынка не видели ясности в нормативно-правовых актах, касательно новой системы регистрации ТС. Например, открытым остается вопрос о взаимодействии с таможенными органами.
Переходный период был продлен по заявлению белорусских дилеров и представителей Казахстана. Аргументом явилось недостаточное техническое оснащение для введения электронных паспортов. В просьбе был указан срок в полгода. За это время планируется отработать механизм обратной связи в системе с различными участниками рынка.
Некоторые отмечают пользу ЭПТС и тот факт, что полное введение постановления перенесено на неопределенный срок, может вызвать большую отсрочку в запуске разработанной системы.
Эксперты отмечают, что более раннее введение в действие этого инструмента на рынок будет способствовать положительному развитию всего автопрома.
Среди положительных сторон выделяют возможность быстрого оформления автомобиля при покупке-продаже, как на первичном, так и на вторичном рынках. Также большой плюс отражается в возможности проверки истории автотранспорта. Можно узнать, находится ли это имущество в залоге.
Однако дилеры жалуются, что процесс перехода осуществляется по принципу: пустить в ход, а потом смотреть, что из этого получилось. Документ должен быть более продуманным и спланированным, чтобы участники рынка могли успешно его использовать. Недовольство вызывает тот факт, что постановление находится в процессе публичного обсуждения, а ввести его в действие хотели уже с 1 июля. Такая система сначала вводит правила, а потом смотрит, чем будут недовольны и что можно изменить. Предполагается, что принятие электронных паспортов перенесено до выборов. За это время автодилеры должны установить, как система будет работать в их деятельности.