Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном – полностью закрываться.
Зазор измеряется на холодном двигателе (при +20 °С ) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана.
Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного – (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб. В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.
![](http://automend.ru/vaz-2109/manual/images/2-7-l1regksm.jpg) |
Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные. |
Примечания
Рекомендуется выкрутить свечи зажигания, чтобы легче проворачивать коленчатый вал.
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara.jpg) |
1 – зубчатое колесо распределительного вала 2 – шкив генератора 3 – шкив коленчатого вала |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_0.jpg) |
Фиксатор должен быть установлен между распределительным валом и краем толкателя. |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_1.jpg) |
Для того чтобы легче вынуть регулировочную шайбу, в толкателе проточены два паза. Поверните толкатель так, чтобы было удобнее подцепить шайбу. |
Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле: H = B + A – C ,
где A – измеренный зазор, мм;
B – толщина старой шайбы, мм;
C – номинальный зазор, мм;
H – толщина новой шайбы, мм.
Пример (для впускного клапана):
A = 0,26 мм,
B = 3,75 мм,
C = 0,2 мм,
тогда
H = 3,75 + 0,26 – 0,2 = 3,81 (мм).
В пределах допуска зазора ±0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8 мм).
Предупреждение
Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или за болт крепления шкива генератора. Запрещается проворачи-вать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_2.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_3.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_4.jpg) |
1. Отверните гайку крепления крышки фильтра и снимите шайбу. |
2. Отстегните четыре пружинных зажима. |
3. Снимите крышку воздушного фильтра. |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_5.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/ochistka_i_promyvka_detalei_sistemy_ventiliatcii_kartera_vaz_2109_lada_samara_0.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/ochistka_i_promyvka_detalei_sistemy_ventiliatcii_kartera_vaz_2109_lada_samara_1.jpg) |
4. Выньте из корпуса фильтрующий элемент. |
5. Ослабьте затяжку хомутов и снимите шланги с патрубков на крышке клапанов. |
6. Отверните четыре гайки. |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_6.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_7.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_8.jpg) |
7. Снимите со шпилек корпус фильтра и шланг забора теплого воздуха от патрубка. Отсоедините шланг от корпуса фильтра, предварительно ослабив затяжку хомута. |
8. Отсоедините от шланга пластмассовый держатель, ослабьте затяжку хомута и снимите шланг с патрубка на крышке клапанов. |
9. Отверните гайку и снимите кронштейн троса привода акселератора, оставив его висеть на тросе. Отверните две колпачковые гайки. |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_9.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_10.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_11.jpg) |
10. Снимите крышку клапанов. |
11. Удалите масло из верхней части головки блока (вокруг толкателей клапанов). Установите приспособление для утапливания толкателей на шпильки крепления крышки клапанов и закрепите его гайками. |
12. Отверните три болта и снимите переднюю крышку привода распределительного вала. |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_12.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_13.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_14.jpg) |
13. Установите поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия. Для этого поверните коленчатый вал так, чтобы метка на шкиве распределительного вала совпала с меткой (усиком) на задней крышке привода распределительного вала (см. примечания). Затем поверните коленчатый вал еще на 40–50°. При этом кулачки распределительного вала повернутся от толкателей. |
14. Измерьте набором щупов зазоры у первого, второго, третьего и пятого клапанов. |
15. Если зазор какого-либо клапана отличается от номинального, утопите толкатель этого клапана, нажав на ручку приспособления. |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_15.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_16.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_17.jpg) |
16. Удерживая толкатель в утопленном положении, установите фиксатор (см. примечания). |
17. Отведите приспособление для утапливания от толкателя и выньте регулировочную шайбу, подцепив ее тонкой отверткой (см. примечания). |
18. Запишите толщину регулировочной шайбы, которая нанесена на одной стороне. Если толщина шайбы не видна, измерьте ее микрометром. |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_18.jpg) |
![](/manual/images/pics/vaz-2109/regulirovka_zazorov_v_privode_klapanov_vaz_2109_lada_samara_13.jpg) |
![](http://automend.ru/vaz-2109/manual/images/2-7-l1regksm.jpg) |
19. Установите в толкатель новую шайбу необходимой толщины (см. примечания). Шайбу установите надписью вниз (к толкателю). Утопите толкатель приспособлением и уберите фиксатор. |
20. Для проверки измерьте щупом зазор: если он отличается от номинального, повторите регулировку. |
21. Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и отрегулируйте зазоры четвертого, шестого, седьмого и восьмого клапанов в таком же порядке. Затем залейте масло в верхнюю часть головки блока. |
22. Установите переднюю крышку привода распределительного вала, крышку клапанов, воздушный фильтр и вверните свечи зажигания. Моменты затяжки см. в приложении 3. |
|