Ремонт двигателя Хендай Соната

Передняя крышка блока цилиндров, масляный насос  и балансировочные валы
Снятие
Снимите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.

Передняя крышка блока цилиндров, масляный насос и балансировочные валы
Рис. 2.42. Передняя крышка блока цилиндров, масляный насос и балансировочные валы: 1 – задние подшипники; 2 – передний подшипник; 3 – правый балансировочный вал;
4 – прокладка; 5 – передняя крышка блока цилиндров; 6 – болт, 20– 27 Н·м; 7 – болт, 34– 40 Н·м;
8 – масляный фильтр; 9 – пробка; 10 – уплотнительное кольцо; 11 – болт, 15– 22 Н·м; 12 – пробка маслосливного отверстия; 13 – прокладка; 14 – нижняя секция масляного поддона; 15 – верхняя секция масляного поддона; 16 – маслоприемная трубка с сетчатым фильтром; 17 – прокладка; 18 – ведущая шестерня масляного насоса; 19 – ведомая шестерня масляного насоса; 20 – крышка масляного насоса;
21 – болт, 15– 18 Н·м; 22 – левый балансировочный вал


Выверните все болты крепления масляного поддона ( рис. 2.42).
Постучите по масляному поддону резиновым молотком, снимите верхнюю и нижнюю секции поддона.
Выверните болты, снимите сетчатый масляный фильтр и прокладку.
Выверните болты и снимите переднюю крышку в сборе.
Выверните датчик давления масла.
Снимите кронштейн и прокладку масляного фильтра.

Использование специального инструмента (09213– 33000) для снятия пробки с передней крышки/масляного насоса
Рис. 2.43. Использование специального инструмента (09213– 33000) для снятия пробки с передней крышки/масляного насоса


Специальным инструментом (09213– 33000) снимите пробку с узла передней крышки/масляного насоса ( рис. 2.43).
Снимите заглушку с левой стороны блока цилиндров и в отверстие вставьте отвертку, чтобы заблокировать левый балансировочный вал в исходном положении. Для этой цели используйте отвертку диаметром 8 мм, вставив ее на глубину более 60 мм.
Снимите ведущую шестерню масляного насоса и выверните стопорный болт левого балансировочного вала.
Выверните болты крепления передней крышки, снимите переднюю крышку в сборе и прокладку, затем достаньте два балансировочных вала из блока цилиндров.

Снятие крышки масляного насоса с передней крышки
Рис. 2.44. Снятие крышки масляного насоса с передней крышки


Выверните винты и снимите крышку масляного насоса с передней крышки ( рис. 2.44).
Снимите шестерни масляного насоса с передней крышки.
Проверка
Проверьте смазочные отверстия передней крышки на отсутствие засорений и при необходимости очистите их.
Проверьте передний подшипник балансировочного вала на отсутствие износа, повреждений или заклиниваний. Если подшипник неисправен, замените переднюю крышку.
Проверьте переднюю крышку на отсутствие трещин или повреждений и при необходимости замените ее.
Проверьте шейки балансировочных валов на отсутствие износа или заклинивания. При наличии чрезмерного износа или заклинивания проверьте состояние подшипника.
При необходимости замените подшипник балансировочного вала или сам балансировочный вал.
Проверьте рабочую кромку сальника на отсутствие износа или повреждений и при необходимости замените сальник.
Проверьте рабочую кромку сальника на отсутствие разрушений и при необходимости замените сальник.
Замена подшипника  балансировочного вала

Использование специального инструмента 09212–32000 для извлечения переднего подшипника (1) правого балансировочного вала
Рис. 2.45. Использование специального инструмента 09212–32000 для извлечения переднего подшипника (1) правого балансировочного вала


Специальным инструментом извлеките передний подшипник правого балансировочного вала из передней части блока цилиндров ( рис. 2.45).

Использование специального инструмента 09212–32100 для извлечения заднего подшипника (1) правого балансировочного вала
Рис. 2.46. Использование специального инструмента 09212–32100 для извлечения заднего подшипника (1) правого балансировочного вала


Специальным инструментом извлеките задний подшипник правого балансировочного вала из передней части блока цилиндров ( рис. 2.46).

Использование специальных инструментов 09212–32300 и 09212–32100 для извлечения заднего подшипника (1) левого балансировочного вала
Рис. 2.47. Использование специальных инструментов 09212–32300 и 09212–32100 для извлечения заднего подшипника (1) левого балансировочного вала


Специальным инструментом извлеките задний подшипник левого балансировочного вала из блока цилиндров ( рис. 2.47). Для удержания специального инструмента закрепите его на передней поверхности блока цилиндров.
Специальным инструментом установите задний подшипник левого балансировочного вала в задней части блока цилиндров.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Смажьте моторным маслом наружную поверхность подшипника.
Задний подшипник левого балансировочного вала не имеет отверстий для масла
.
Специальным инструментом установите задний подшипник правого балансировочного вала на блок цилиндров.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Смажьте моторным маслом наружную поверхность подшипника.

Использование специального инструмента 09212–32200 для установки заднего подшипника правого балансировочного вала и совмещение смазочного отверстия подшипника с масляным отверстием блока цилиндров
Рис. 2.48. Использование специального инструмента 09212–32200 для установки заднего подшипника правого балансировочного вала и совмещение смазочного отверстия подшипника с масляным отверстием блока цилиндров


Убедитесь, что смазочное отверстие подшипника совмещено с масляным отверстием блока цилиндров ( рис. 2.48).

Специальным инструментом установите передний подшипник правого балансировочного вала на блок цилиндров.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Убедитесь, что смазочное отверстие подшипника совмещено с масляным отверстием блока цилиндров.

Установка
Смажьте шестерни масляного насоса и установите их, совместив метки на шестернях.
Специальным инструментом установите передний сальник коленчатого вала в переднюю крышку.
Установите специальный инструмент 09214–32100 на переднем торце коленчатого вала и нанесите тонкий слой моторного масла на наружную поверхность специального инструмента для установки передней крышки.
Установите новую прокладку на переднюю крышку в сборе и временно затяните болты с буртиками.

Расположение и длина (L, мм) болтов крепления передней крышки/ масляного насоса к блоку цилиндров
Рис. 2.49. Расположение и длина (L, мм) болтов крепления передней крышки/ масляного насоса к блоку цилиндров


Установите переднюю крышку в сборе с новой прокладкой и закрепите болтами ( рис. 2.49) моментом 20–27 Н·м.
Вставьте отвертку в отверстие под заглушку, чтобы заблокировать левый балансировочный вал. Убедившись, что вал находится в правильном положении, замените болт и затяните его требуемым моментом.
Установите новое уплотнительное кольцо круглого сечения в канавку передней крышки.
Специальным инструментом (см. рис. 2.43) установите пробку и затяните ее моментом 20–27 Н·м.

Место нанесения герметика в паз фланца масляного поддона и последовательность затяжки болтов крепления масляного поддона
Рис. 2.50. Место нанесения герметика в паз фланца масляного поддона и последовательность затяжки болтов крепления масляного поддона: 1 – корпус масляного уплотнения;
2 – болт, 30– 42 Н·м


Нанесите слой герметика в паз фланца масляного поддона, как показано на рис. 2.50.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Толщина слоя герметика должна быть около 4 мм.
Установите масляный поддон в течение 15 мин после нанесения герметика.

Обратите внимание на различие в длине болтов крепления масляного поддона.
Установите верхнюю и нижнюю секции масляного поддона и закрепите болтами, затянув их моментом 10–12 Н·м (см. рис. 2.50).

Место нанесения герметика на резьбовую часть датчика давления масла (2) и использование ключа (1) на 24 мм для его вворачивания
Рис. 2.51. Место нанесения герметика на резьбовую часть датчика давления масла (2) и использование ключа (1) на 24 мм для его вворачивания


Используя ключ на 24 мм, вверните датчик давления масла, предварительно смазав герметиком резьбу датчика Threebond 1104 или его аналогом ( рис. 2.51).
Момент затяжки датчика – 8–12 Н·м.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не затягивайте чрезмерно датчик давления.

Блок цилиндров
Разборка
Снимите головку блока цилиндров, зубчатый ремень привода газораспределительного механизма, переднюю крышку с масляным насосом, маховик, поршни и коленчатый вал.

Блок цилиндров
Рис. 2.52. Блок цилиндров: 1 – блок цилиндров; 2 – датчик давления масла, 8– 12 Н·м; 3 – болт,
55– 65 Н·м; 4 – кронштейн усилителя


Блок цилиндров показан на рис. 2.52.
Проверка
Визуально проверьте блок цилиндров двигателя на наличие царапин, ржавчины и коррозии, трещин и иных дефектов. В случае необходимости замените или отремонтируйте блок цилиндров.

Места замера диаметра цилиндра
Рис. 2.53. Места замера диаметра цилиндра: 1 – положение поршневого кольца поршня 1-го цилиндра в ВМТ; 2 – середина цилиндра; 3 – основание цилиндра


Специальным прибором измерьте диаметр цилиндра на трех уровнях во взаимно перпендикулярных направлениях А и В ( рис. 2.53):
– в месте расположения компрессионного кольца №1 при установке поршня в ВМТ;
– в средней части цилиндра;
– у основания цилиндра.
Если овальность или конусность цилиндра будет больше допустимой, или стенки цилиндра стерты или поцарапаны, блок цилиндров необходимо расточить и отхонинговать. Установите новые поршни и кольца ремонтного размера.
Диаметр цилиндра двигателя 2,0 л – (85,0+0,03) мм; двигателя 2,4 л – (86,5+0,03) мм.
Предельно допустимая овальность и конусность цилиндра – 0,01 мм.
Если в верхней части цилиндра образовался буртик, то его необходимо снять разверткой или шабером, не повредив стенку цилиндра.
Поршни ремонтного размера изготовляют с увеличенным на 0,5 мм диаметром.
При расточке цилиндров сохраняйте указанный зазор между поршнем ремонтного размера и отверстием цилиндра и убедитесь в том, что поршни одинакового ремонтного размера.

Место измерения диаметра (D) поршня
Рис. 2.54. Место измерения диаметра (D) поршня


Измерьте наружный диаметр каждого поршня под углом 90° к поршневому пальцу на расстоянии 2 мм от юбки поршня ( рис. 2.54).
Зазор между поршнем и стенкой цилиндра – 0,02–0,04 мм.
Проверьте цилиндры на наличие повреждений и трещин.

Направления измерения плоскостности верхней поверхности блока цилиндров с использованием металлической линейки и щупа
Рис. 2.55. Направления измерения плоскостности верхней поверхности блока цилиндров с использованием металлической линейки и щупа


Металлической линейкой и щупом в нескольких направлениях проверьте плоскостность верхней поверхности блока цилиндров. Если отклонение от плоскостности превышает допустимые пределы, перешлифуйте или замените блок цилиндров ( рис. 2.55).
Допустимое отклонение от плоскостности – не более 0,05 мм,предельно допустимое отклонение – 0,1 мм.
Расточка цилиндров
Поршни увеличенного размера должны быть определены на основании наибольшего диаметра отверстия цилиндра.
Идентификационная метка – 0,50.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Размер поршня выбит на верхней части поршня.

Измерьте наружный диаметр используемого поршня.
На основании измеренного размера определите размер расточки.
Размер расточки = диаметр поршня+0,02– 0,04 мм (зазор между поршнем и цилиндром)– 0,02 мм (хонинговальное поле).
Расточите каждый из цилиндров до расчетного размера.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Для предотвращения изменения размера от температуры в процессе хонингования обрабатывайте цилиндры в последовательности их работы в двигателе.

Хонингуйте цилиндры до получения требуемого расчетного диаметра (наружный диаметр поршня+зазор).
Проверьте зазор между поршнем и цилиндром.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Расточите все цилиндры до одного одинакового размера.

Сборка
Установите детали в следующей последовательности:
– коленчатый вал;
– маховик;
– поршень;
– головка блока цилиндра;
– зубчатый ремень;
– передняя крышка.

Поршни и шатуны
Снятие
Снятие и установка поршней и шатунов проводится после снятия головки блока цилиндров и масляного поддона.
Поршневой палец запрессован в верхнюю головку шатуна, а поршень плавает на пальце.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Для облегчения сборки храните вкладыши шатунных подшипников вместе с шатунами и крышками шатунов в соответствии с номерами цилиндров, в которых они были установлены.

Проверните коленчатый вал и установите поршень первого цилиндра в положение нижней мертвой точки (НМТ).
Если в верхней части цилиндра образовался буртик, то его необходимо снять разверткой или шабером, стараясь не повредить стенку цилиндра.

Поршень, шатун и поршневые кольца
Рис. 2.56. Поршень, шатун и поршневые кольца: 1 – компрессионное кольцо №1; 2 – компрессионное кольцо №2; 3 – маслосъемное кольцо;
4 – поршень; 5 – поршневой палец; 6 – шатун;
7 – верхний вкладыш шатунного подшипника;
8 – гайка, 32– 35 Н·м; 9 – крышка шатуна; 10 – нижний вкладыш шатунного подшипника; 11 – болт


Отверните гайки крепления шатунной крышки первого цилиндра ( рис. 2.56). Снимите крышку и выньте нижний вкладыш шатунного подшипника. Промаркируйте снятые детали.
Рукояткой молотка протолкните поршень к верхней части цилиндра и выньте его из блока цилиндров. Снимите верхний вкладыш шатунного подшипника.
Повторив указанные операции, извлеките шатуны с поршнями из остальных цилиндров.
Перед проверкой поршней с шатунами снимите с поршней поршневые кольца и тщательно очистите поршни.
Для снятия поршневых колец с поршней разожмите кольцо, вставьте под него равномерно по окружности два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня. Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Они очень хрупкие и могут треснуть, если их разжимать очень сильно. Обращайтесь осторожно с острыми рабочими кромками поршневых колец, чтобы не порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнями для облегчения повторной установки их на свои места.
Очистите все следы нагара с верхней части поршня.
Удалите нагар из канавок под поршневые кольца старым поршневым кольцом.

Специальный инструмент 09234– 33001 для разборки и сборки поршня и шатуна
Рис. 2.57. Специальный инструмент 09234– 33001 для разборки и сборки поршня и шатуна: 1 – фиксирующая опора; 2 – универсальная вилка; 3 – вставки; 4 – направляющая поршневого пальца; 5 – переходник; 3 – съемник; 7 – установочный стержень


Для разборки и сборки поршня и шатуна используйте специальный инструмент 09234–33001 ( рис. 2.57).
Инструмент состоит из фиксирующей опоры с универсальной вилкой, направляющих поршневого пальца, переходников, установочного стержня и съемника. Поршень удерживается фиксирующей опорой во время установки или снятия поршневого пальца. Направляющие поршневого пальца помогают расположить палец при его снятии или установке, в то время как шатун удерживается вставками.

Использование специального инструмента для выпрессовки поршневого пальца
Рис. 2.58. Использование специального инструмента для выпрессовки поршневого пальца: 1 – опорная вилка; 2 – фиксирующая опора;
3 – съемник


Чтобы снять поршневой палец с поршня, установите поршень в фиксирующую опору так, чтобы шатун лежал на вставках ( рис. 2.58). Проденьте съемник через верхнюю часть фиксирующей опоры и используйте его для выпрессовки пальца.
Проверка
Проверьте каждый поршень на наличие царапин, износа, трещин вокруг юбки и отверстия под поршневой палец. Проверьте износ на юбке поршня, отверстия в головке поршня, наличие прогара в верхней части поршня. При наличии любых повреждений замените поршни.
Проверьте каждое поршневое кольцо на наличие поломок, повреждений и износа. При наличии любых повреждений замените поршневые кольца. Если необходимо заменить поршень, замените и поршневые кольца.
Проверьте посадку поршневого пальца в отверстии поршня. Замените любой поршень и палец с дефектами. Поршневой палец необходимо постепенно вдавить рукой в отверстие в поршне при комнатной температуре.
Щупом измерьте боковой зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня. Если зазор превышает допустимое значение, вставьте новое поршневое кольцо в канавку поршня и повторно измерьте боковой зазор. Если зазор по-прежнему превышает предельно допустимое значение, замените поршень вместе с поршневыми кольцами. Если измеренный зазор меньше допустимого, замените только поршневые кольца.
Номинальный зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня, мм:
компрессионные кольца №1 и №2.....0,03–0,07
маслосъемное кольцо.....0,06–0,15
Проверьте зазоры в замках поршневых колец. Вставьте кольцо в соответствующий цилиндр и протолкните днищем поршня на небольшую глубину, чтобы исключить перекос кольца при измерении, после чего достаньте поршень. Измерьте зазор щупом. Если зазор превышает норму, замените поршневые кольца и повторите процедуру. Значения зазоров в замке поршневых колец приведены в табл. 2.7.

Таблица 2.7
Зазоры  в замках  поршневых колец
Ремонт двигателя


Расположение метки (1) с номером цилиндра на шатуне и крышке шатуна, а также выемок (2) для фиксации вкладыша подшипника
Рис. 2.59. Расположение метки (1) с номером цилиндра на шатуне и крышке шатуна, а также выемок (2) для фиксации вкладыша подшипника


На шатун и крышку шатуна нанесены метки с номером цилиндра, которые должны располагаться с одной стороны. При повторной установке убедитесь в том, что номера цилиндров, нанесенные на шатун и крышку при разборке, соответствуют номеру цилиндра ( рис. 2.59). Если устанавливается новый шатун, убедитесь в том, что выемки для фиксации вкладыша подшипника находятся с одной стороны.
Замените шатун, если он имеет повреждения на одном из концов упорной поверхности и если повреждена внутренняя поверхность отверстия верхней головки шатуна.
Установка
Чтобы установить новый палец, для поддержки шатуна необходимы соответствующие вставки.
Поместите шатун внутри поршня. Установите соответствующую направляющую пальца через одну сторону отверстия в поршне и сквозь шатун. Рукой подтолкните направляющую поршневого пальца так, чтобы ее удерживал поршень. Вставьте новый поршневой палец в поршень с другой стороны и поместите узел в фиксирующую опору так, чтобы направляющая пальца была направлена вниз.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Использование специального инструмента для выпрессовки поршневого пальца
Рис. 2.60. Использование специального инструмента для выпрессовки поршневого пальца: 1 – направляющая поршневого пальца;
2 – поршневой палец; 3 – установочный стержень




Направляющая пальца должна быть отцентрирована на шатуне через поршень. При правильной сборке направляющая станет точно под центром отверстия в арке инструмента и равномерно ляжет на вставки ( рис. 2.60). При использовании направляющей пальца неправильного размера поршень и палец не будут соосны с фиксирующей опорой.

Расположение поршня и шатуна при запрессовке поршневого пальца
Рис. 2.61. Расположение поршня и шатуна при запрессовке поршневого пальца: 1 – ползун пресса; 2 – установочный стержень; 3 – опора; 4 – переходник; 5 – поршневой палец; 6 – шатун;
7 – универсальная вилка; 8 – направляющая поршневого пальца; 9 – поршень


Введите установочный стержень в отверстие на дуге инструмента. Запрессовывайте поршневой палец в шатун до тех пор, пока направляющая пальца не выпадет из шатуна ( рис. 2.61).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При установке втулки установочного стержня напротив дуги усилие запрессовки не должно превышать (1250±500) кг.

Расположение расширителя (2)и маслосъемных колец (1) в канавке поршня
Рис. 2.62. Расположение расширителя (2)
и маслосъемных колец (1) в канавке поршня:
а – верхняя часть поршня; b – нижняя часть поршня


Установите расширитель маслосъемных колец ( рис. 2.62).
Установите верхнее маслосъемное кольцо. Для его установки сначала вставьте один его конец между канавкой поршневого кольца и расширителем, затем, надежно удерживая его и нажимая на вводимую часть пальцем, вставьте его в канавку поршневого кольца.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не используйте съемник поршневых колец при установке маслосъемного кольца.

Аналогичным образом установите нижнее маслосъемное кольцо.
Смажьте моторным маслом поршень и канавки поршня.

Положения установки компрессионных колец на поршень
Рис. 2.63. Положения установки компрессионных колец на поршень: а – внутренний скос;
b – нижний срез


Используя съемник поршневых колец, установите компрессионное кольцо №2 ( рис. 2.63).
Используя съемник поршневых колец, установите компрессионное кольцо №1.

Расположение замков поршневых колец на поршне
Рис. 2.64. Расположение замков поршневых колец на поршне: а – к шкиву коленчатого вала;
b – замок верхнего маслосъемного кольца; с – замок компрессионного кольца №1; d – замок нижнего маслосъемного кольца; е – замок компрессионного кольца №2


Расположите замки поршневых колец на поршне так, чтобы замок каждого поршневого кольца был максимально удален от замка соседнего кольца ( рис. 2.64). Убедитесь в том, что замки колец не находятся в плоскостях параллельно и перпендикулярно оси поршневого пальца.
Перед установкой поршня в цилиндр поршневые кольца надо сжать стяжным ленточным хомутом.
Установите поршень с поршневыми кольцами над первым цилиндром, при этом убедитесь в том, что передняя метка поршня и метка шатуна направлены к передней части двигателя.
Проверните коленчатый вал и установите поршень первого цилиндра в пол

КАТАЛОГ
Hyundai Sonata 2001-2005