Light Style© by Fisana

Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Система охлаждения двигателя ВАЗ


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 4akpa

4akpa

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 0

Отправлено 06 Февраль 2014 - 16:27

[attachment=62868:media/kunena/attachments/407/engine-cooling-system-vaz.jpg]



Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011: 1 — отводящий шланг радиатора; 2 — генератор переменного тока; 3 — блок цилиндров двигателя; 4 — корпус термостата; 5 — шланг подачи нагретой охлаждающей жидкости в рубашку подогрева смесительной камеры карбюратора; 6 — трубопровод слива охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 7 — шланг отвода нагретой охлаждающей жидкости из рубашки подогрева смесительной камеры карбюратора; 8 — патрубок подачи жидкости в радиатор отопителя кузова; 9 — расширительный (конденсационный) бачок; 10 - пробка бачка; 11 — шланг подачи перегретой жидкости из радиатора к бачку; 12 — перепускной шланг термостата; 13 — выпускной патрубок системы охлаждения; 14 — подводящий шланг радиатора; 15- кожух вентилятора; 16 — верхний бачок радиатора; 17 — пробка радиатора; 18 — заливная горловина радиатора; 19 — охлаждающие пластины радиатора; 20 — резиновая опора радиатора; 21 — вентилятор системы охлаждения двигателя; 22 — ремень привода (от коленчатого вала) вентилятора, водяного насоса, генератора; 23 — корпус водяного насоса; 24 — шланг подачи охлаждающей жидкости ; 25 — трубка радиатора; 26 — нижний бачок радиатора; 27 — ступица вентилятора; 28 — стопорный винт; 29 — крышка водяного насоса; 30 — приемный патрубок водяного насоса; 31 — фланец крепления трубопровода слива охлаждающей жидкости из paдиатора; 32 — крыльчатка водяного насоса; 33 — уплотняющее кольцо сальника; 34 — манжета сальника; 35 — подшипник валика водяного насоса; 36 — валик водяного насоса.

На двигателе применена жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной двухконтурной циркуляцией жидкости, расширительным (конденсационным) бачком и отопителем кузова. Система охлаждения двигателя состоит из водяной рубашки двигателя, центробежного водяного насоса, вертикального трубчато-пластинчатого радиатора, четырехлопастного вентилятора 21 осевого типа, термостата 4, системы отводящих и подающих шлангов и патрубков, расширительного (конденсационного) бачка 9, системы подогрева смеси в карбюраторе и системы отопления кузова автомобиля.

На двигателях ВАЗ начали применять вентиляторы с приводом от электродвигателя, который включается датчиком ТМ 108, установленным в нижнем бачке радиатора, через реле РС527. Это устройство уже применялось на двигателях автомобилей ВАЗ-2103, выпускаемых со второй половины 1975 г. Система охлаждения двигателя на заводе заполняется специальной охлаждающей жидкостью «ТОСОЛ А-40» (по ТУ 6-02-751-73), не требующей замены в течение двух лет, если температура окружающего воздуха не опускается ниже, чем до минус 40°С. При температуре ниже —40°С применяется охлаждающая жидкость «ТОСОЛ А-65» по ТУ 6-02-751-73. Охлаждающая жидкость «ТОСОЛ А-40» при 20°С имеет плотность 1,075—1,085 г/см3, а «ТОСОЛ А-65» — 1,085—1,095 г/см3.

Наличие полной заправки охлаждающей жидкости в системе охлаждения проверяется только при холодном двигателе по уровню жидкости в пластмассовом прозрачном расширительном бачке 9. Обычно уровень жидкости при холодном двигателе должен находиться примерно на 3-—4 см выше метки указателя «МИН», нанесенного на бачке 9. При горячем двигателе уровень жидкости в бачке 9 значительно повышается, поэтому трудно судить о заполнении системы охлаждения. В случае понижения уровня до метки необходимо жидкость долить через заливное отверстие, закрываемое пробкой 10. При открытии пробки следует соблюдать осторожность.

Если двигатель работал и был перегрет, в бачке образуется пар и внезапное открытие пробки может вызвать ожоги. Поэтому необходимо подождать, пока двигатель охладится, после чего снять пробку 17 заливной горловины 18 радиатора и пробку 10 бачка, залить жидкость через горловину 18 радиатора (пока она не перельется через горловину), а также налить жидкость в расширительный бачок на 3—-4 см выше метки указателя «МИН». Если возникает необходимость часто доливать охлаждающую жидкость после небольших пробегов (более 2 раз в течение пробега в 500 км) или появляется внезапная и значительная утечка охлаждающей жидкости, когда нет жидкости, взамен ее в систему доливают воду, по возможности дистиллированную. При этом следует принимать меры к замене жидкости во всей системе при первой возможности, так как при работе в условиях низких температур возникает угроза замораживания всей системы охлаждения.

В случае полного слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя, при последующей ее заправке через горловину 18 радиатора, в бачок 9 необходимо залить дополнительное количество жидкости (сверх нормы) в объеме 100—150 см 3. Эта жидкость сольется в систему охлаждения двигателя, когда начнет работать клапан термостата 4. Полная емкость системы охлаждения с отопителем — 9,6 л. Циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения обеспечивается центробежным водяным насосом. Корпус 23 водяного насоса и его крышка 29 отлиты из алюминиевого сплава. Они не должны иметь трещин и деформации поверхности. Насос крепится к блоку цилиндров при помощи трех шпилек.

В крышке установлен валик 36 с чугунной литой крыльчаткой 32. Жидкость в насос поступает через приемный патрубок 30 и подается через окно в корпусе в рубашку блока цилиндров 3 двигателя. К фланцу 31 крепится трубопровод 6 слива охлаждающей жидкости из радиатора отопителя. Для создания потока жидкости лопатки насоса имеют специальную форму они спиральные и загнуты назад. Чтобы уменьшить износы, торец ступицы крыльчатки, соприкасающийся с сальником, подвергают закалке токами высокой частоты на глубину 3 мм. Напрессовка крыльчатки 32 на валик 36 осуществляется с таким расчетом, чтобы зазор между торцами корпуса 23 и крыльчаткой 32 был в пределах 0,9—1,3 мм. Валик 36 насоса выполнен как одно целое со специальным шариковым двухрядным неразборным подшипником 35 с заложенной в него «вечной» смазкой. Подшипник устанавливается в крышке 29 корпуса насоса и фиксируется в ней стопорным винтом 28. Осевой зазор подшипника 35 с валиком 36 проверяют под нагрузкой в 5 кгс. Однако он не должен превышать 0,13 мм. При большем значении величины зазора подшипник с валиком заменяют.

Корпус насоса герметизируют прокладкой корпуса 23, а валик 36 с крыльчаткой со стороны ступицы уплотняется сальником, который состоит из металлического корпуса, резиновой манжеты 34 сальника и уплотняющего кольца 33, выполненного из графитовой композиции, которое поджимается пружиной к торцу ступицы крыльчатки. На выходной конец валика 36 напрессовывается ступица 27 вентилятора и шкива привода так, чтобы расстояние от торца корпуса 23 до наружного торца ступицы было равно 84,4 ±0,2 мм. Нагретая в водяной рубашке охлаждения двигателя жидкость поступает для охлаждения в трубчато-пластинчатый радиатор. Верхний 16 и нижний 26 бачки соединены между собой 115 латунными трубками 25 радиатора, которые располагаются в шахматном порядке. Шаг трубок в ряду 8 мм. Для отвода тепла от трубок они соединены стальными лужеными пластинами толщиной 0,11 мм, которые расположены между собой на расстоянии 2,2 мм.

Радиатор устанавливается на двух резиновых опорах 20, а также крепится к кузову болтами с гайками со стальными распорками и резиновыми втулками. Жидкость в радиаторе охлаждается как внешним потоком воздуха, так и потоком, который создается осевым четырехлопастным пластмассовым вентилятором 21. Крыловидные «крученые» лопатки вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки, при этом шаг лопаток во втулке неравномерный и задние концы лопаток округлены. Все это снижает шумность работы вентилятора и способствует концентрации воздушного потока. Лучшее использование фронтовой поверхности радиатора, составляющей 295X460 мм, достигается установкой кожуха 15 вентилятора, который направляет воздушный поток под капотом автомобиля на двигатель. Привод вентилятора от коленчатого вала двигателя осуществляется клиновым ремнем 22 сечением 10X8 мм с углом клина 38°.

Ремень 22 одновременно приводит в действие шкив генератора 2. Натяжение ремня привода производится поворотом корпуса генератора, для чего отпускается гайка регулировочной планки, ослабляется болт крепления генератора к блоку и поворотом генератора от блока натягивается ремень привода. После этого затягиваются крепления. Болт крепления кронштейна генератора затягивается приложением момента 4,5— 5,6 кгс-м, гайка болта крепления генератора к кронштейну — 4,6—7,4 кгс-м, а гайка шпильки крепления установочной планки 2,9—4,6 кгс-м. Специальным динамометром проверяют ремень привода. При нажатии на ветвь ремня посредине шкивами с усилием 10 кгс стрела его прогиба должна быть в пределах 10—15 мм. Излишнее натяжение ремня привода повышенному износу подшипников генератора и водяного насоса, а чрезмерное ослабление к пробуксовке ремня, уменьшает степень охлаждения двигателя.

Необходимый тепловой режим двигателя поддерживатся термостатом 4, который в зависимости от теплового состояния двигателя направляет поток охлаждающей жидкости через радиатор системы охлаждения или по малому туру, минуя радиатор. В систему охлаждения двигателя также подключена система подогрева горючей смеси в смесительных камерах карбюратора подогретая жидкость подается к смесительным камерам от коллектора двигателя по шлангу 5, из рубашки смесительных камер — по шлангу 7. Подача подогретой жидкости головки цилиндров к отопителю кузова автомобиля осуществляется через патрубок 8, а слив из отопителя — по трубопроводу.