бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Субару Форестер

Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления

Сведения о диагностических приборах

Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичности отработавших газов производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра).

Использование при диагностике рассматриваемых систем цифрового мультиметра с высоким импедансом существенно повышает точность производимых в низковольтовом диапазоне измерений


 бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой, невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долях, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет 10 мОм). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, l-зонд, где речь идет об измерении долей вольта.

Параллельное наблюдение параметров сигналов, сопротивлений и напряжений во всех цепях управления возможно при помощи разветвителя, включенного последовательно в разъем блока управления двигателем. При этом на выключенном, работающем двигателе или во время движения автомобиля, производится измерение параметров сигналов на клеммах разветвителя, из чего делается вывод о возможных дефектах.

Для диагностики электронных систем двигателя, автоматической трансмиссии, ABS, SRS применяются специальные диагностические сканеры или тестеры с определенным картриджем, предназначенные для работы с системой бортовой диагностики второго поколения OBD II, специальный сканер Subaru Select Monitor (SSM) или персональный компьютер со специальным кабелем и программой броузером OBD (www.obd-2.com, www.obd-2.de).

Универсальный адаптер K-L-line

 бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

Подключение персонального компьютера к диагностическому разъему

 бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

Универсальный адаптер K-L-line (www.autoelectric.ru), служит для согласования сигналов порта RS-232 и интерфейсов ISO-9141 (K-line) и ALDL. К разъемам адаптера могут подключаться различные кабели, необходимые для диагностики конкретной марки автомобиля. Установленные в адаптере переключатели и элементы индикации позволяют выбирать необходимые режимы работы и примерно оценивать работу выходных линий. Так, свечение зеленого светодиода с маркировкой L-line, свидетельствует о соединении линии L с корпусом автомобиля. Свечение красного светодиода с маркировкой K-line указывает на высокий потенциал, который присутствует в этот момент на линии К. При установленной связи с автомобилем мигание индикаторов может быть незаметно для глаза из-за высокой скорости обмена. Подключение к компьютеру производится непосредственно в 25-контактный COM-порт или с помощью “Кабеля RS-232 25 конт. - 9 конт.” в 9-контактный СОМ-порт.

Некоторые сканеры, помимо обычных операций диагностики, позволяют, при соединении с персональным компьютером, распечатывать хранящиеся в памяти блока управления принципиальные схемы электрооборудования (если заложены), программировать противоугонную систему и блоки управления, наблюдать сигналы в цепях автомобиля в реальном масштабе времени.

Бесплатную версию броузера OBD II для диагностики Вашего автомобиля Вы можете также скачать с нашего сайта arus.spb.ru

Считывание записанных в память системы самодиагностики кодов неисправностей на некоторых моделях может быть произведено также по индикатору “Проверьте двигатель” на приборной доске.

Назначение выводов диагностического разъема.

 бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

Диагностический разъем системы бортовой диагностики OBD II

№ вывода

Назначение

1
Плюс батареи. Под напряжением при любом положении замка зажигания.
4
Сигнал от блока управления к Subaru Select Monitor (тестер диагностики фирмы Subaru)
5
Сигнал от Subaru Select Monitor к блоку управления
6
Тактовый сигнал Subaru Select Monitor
10
Линия К, ISO 9141 CARB
12
Корпус - сигнальный вывод
13
Соединение с корпусом

Общее описание системы OBD II

В состав системы OBD входят несколько диагностических устройств, производящих мониторинг отдельных параметров систем снижения токсичности и фиксирующих выявленные отказы в памяти бортового процессора в виде индивидуальных кодов неисправностей. Система производит также проверку датчиков и исполнительных устройств, контролирует циклы обслуживания транспортного средства, обеспечивает возможность запоминания даже кратковременно возникающих в процессе работы сбоев и очистки блока памяти.

Описываемые в настоящем Руководстве модели оборудованы системой бортовой диагностики (OBD). Основным элементом системы является бортовой процессор, чаще называемый электронным модулем управления (ЕСМ), либо модулем управления функционированием силового агрегата (РСМ). РСМ является мозгом системы управления двигателем. Исходные данные поступают на модуль от различных информационных датчиков и других электронных компонентов (выключателей, реле и т.д.). На основании анализа поступающих от информационных датчиков данных и в соответствии с заложенными в память процессора базовыми параметрами, РСМ вырабатывает команды на срабатывание различных управляющих реле и исполнительных устройств, осуществляя тем самым корректировку рабочих параметров двигателя и обеспечивая максимальную эффективность его отдачи при минимальном расходе топлива. Считывание данных памяти процессора OBD-II производится при помощи специального сканера, подключаемого к 16-контактному диагностическому разъему считывания базы данных, расположенному под панелью приборов с водительской стороны автомобиля.
 border=

На отдельных моделях, считывание записанных в память системы самодиагностики кодов неисправностей может быть произведено при помощи лампы “Проверьте двигатель”.

На обслуживание компонентов систем управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов распространяются особые гарантийные обязательства с продленным сроком действия. Не следует предпринимать попыток самостоятельного выполнения диагностики отказов РСМ или замены компонентов системы, до выхода сроков данных обязательств, - обращайтесь к специалистам фирменных станций техобслуживания.

Считывание кодов неисправностей

Информационное содержание разрядов кода

Характеристика

Значение

Вида P 0 3 8 0 слева направо:
1
разряд
P
силовой агрегат
B
кузов
С
шасси
2 разряд
Источник кода
0
стандартный – задаваемый SAE
1
расширенный – задаваемый Subaru
3 разряд
Система
0
система в целом
1
подмешивания воздуха (air/fuel induction)
2
впрыска топлива
3
cистема зажигания или пропуски зажигания
4
дополнительный контроль выпуска (auxillary emission
control)
5
скорость автомобиля и управление х.х.
6
входные и выходные сигналы блока управления
7
трансмиссия
4,5 разряды
Порядковый номер неисправности компонента или цепи (00-99)

При выявлении неисправности, повторяющейся подряд в двух поездках, РСМ выдает команду на включение вмонтированной в приборный щиток контрольной лампы “Проверьте двигатель”, называемой также индикатором отказов.

Лампа будет продолжать гореть до тех пор, пока память системы самодиагностики не будет очищена от занесенных в нее кодов выявленных неисправностей.

Если лампа мигает с частотой 1 Гц - система зарегистрировала пропуски зажигания, могущие привести к повреждению каталитического преобразователя.

При включенном зажигании, остановленном двигателе и подключенном разъеме режима проверки - лампа мигает с частотой 3 Гц.

Считывание кодов неисправностей в системе OBD-II может быть произведено различными способами. Основным способом является считывание при помощи описанных выше приборов, подключенных к диагностическому разъему.

 бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

Разъем режима тестирования (1) и 16-контактный диагностический разъем базы данных (DLC) расположенный под панелью приборов, рядом с рулевой колонкой.

Мигающий код может быть считан по контрольной лампе, после соединения тестового разъема, как показано на иллюстрации.


Не запуская двигатель, включите зажигание, - контрольная лампа “Проверьте двигатель” должна загореться, в противном случае ее следует заменить, и погаснуть после запуска двигателя. Лампа может не гаснуть по причине неполностью закрытой пробки горловины топливного бака.

Проверив исправность состояния лампы и закрытое состояние пробки горловины, вновь прогрейте двигатель и выключите зажигание. Замкните тестовый разъем. Заведите автомобиль и проедьтесь 1 мин со скоростью более 10 км/час, поочередно включая все передачи. Остановитесь, не выключая двигатель. На 40 сек поднимите обороты до 2000 в мин. Считайте мигающие коды (обратитесь к Спецификациям).

Очистка памяти OBD

При занесении кода неисправности в память РСМ на приборном щитке автомобиля загорается контрольная лампа “Проверьте двигатель”. Код остается записанным в память модуля.

Для очистки памяти ЕСМ подключите к системе сканер и выберите в его меню функцию CLEARING COEDS (Удаление кодов). Далее следуйте указаниям, высвечиваемым на приборе, либо сразу же на 30 секунд извлеките из своего гнезда в монтажном блоке предохранитель EFI. Альтернативно очистка памяти системы может быть произведена путем снятия плавкой вставки (главного предохранителя системы бортового электропитания), можно также просто отсоединить от батареи положительный провод.

 border=

Не желательно производить очистку памяти OBD путем отсоединения отрицательного провода от батареи, так как это приведет к стиранию установочных параметров двигателя и нарушению стабильности его оборотов на короткое время после первичного запуска.

 border=

Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!

 border=

Отключение батареи также приводит к удалению настроек приемника на любимые радиостанции.

 border=

Во избежание повреждения ЕСМ его отключение и подключение следует производить только при выключенном зажигании!

Проследите, чтобы память системы была очищена перед установкой на двигатель новых компонентов систем снижения токсичности отработавших газов. Если перед запуском системы после замены вышедшего из строя информационного датчика не произвести очистку памяти отказов, РСМ занесет в нее новый код неисправности. Очистка памяти позволяет процессору произвести перенастройку на новые параметры. При этом в первые 50 ÷ 20 минут после первичного запуска двигателя может иметь место некоторое нарушение стабильности его оборотов.

Применение осциллографа для наблюдения сигналов в цепях систем управления

Цифровые мультиметры отлично подходят для проверки находящихся в статическом состоянии электрических цепей, а также для фиксации медленных изменений отслеживаемых параметров. При проведении же динамических проверок, выполняемых на работающем двигателе, а также при выявлении причин спорадический сбоев совершенно незаменимым инструментом становится осциллограф.

Некоторые осциллографы позволяют сохранять осциллограммы во встроенном модуле памяти с последующим выводом результатов на печать или перекачкой их на носитель персонального компьютера уже в стационарных условиях.

Осциллограф позволяет наблюдать периодические сигналы и измерять напряжение, частоту, ширину (длительность) прямоугольных импульсов, а также уровни медленно меняющихся напряжений.

Осциллограф может быть использован для:
  • Выявления сбоев нестабильного характера.
  • Проверки результатов произведенных исправлений.
  • Мониторинга активности l-зонда системы управления двигателя, оборудованного каталитическим преобразователем.
  • Анализа вырабатываемых l-зондом сигналов, отклонение параметров которых от нормы является безусловных свидетельством нарушения исправности функционирования системы управления в целом, - с другой стороны, правильность формы выдаваемых лямбда-зондом импульсов может служить надежной гарантией отсутствия нарушений в системе управления.
  • Надежность и простота эксплуатации современных осциллографов не требуют от оператора никаких особых специальных знаний и опыта. Интерпретация полученной информации может быть легко произведена путем элементарного визуального сравнения снятых в ходе проверки осциллограмм с приведенными ниже типичными для различных датчиков и исполнительных устройств автомобильных систем управления временными зависимостями.

    Параметры периодических сигналов

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Характеристики произвольного периодического сигнала

    Каждый, снимаемый при помощи осциллографа сигнал может быть описан при помощи следующих основных параметров:

  • Амплитуда: Разность максимального и минимального напряжений (В) сигнала в пределах периода;
  • Период: Длительность цикла сигнала (мсек)
  • Частота: Количество циклов в секунду (Гц);
  • Ширина: Длительность прямоугольного импульса (мс, мкс);
  • Скважность: Отношение периода повторения к ширине (В зарубежной терминологии применяется обратный скважности параметр называемый рабочим циклом, выраженный в %)
  • Форма сигнала: Последовательность прямоугольных импульсов, единичные выбросы, синусоида, пилообразные импульсы, и т.п.;
  • Обычно характеристики неисправного устройства сильно отличаются от эталонных, что позволяет оператору легко и быстро визуально выявить отказавший компонент.

    Сигналы постоянного тока - анализируется только напряжение сигнала.

    Сигналы подобного рода вырабатываются следующими устройствами:

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT)

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT)

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Датчик положения дроссельной заслонки (TPS)

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Подогреваемый l-зонд (кислородный датчик)

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Измеритель объемного расхода потока воздуха (VAF)

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Измеритель массы воздуха (MAF)

    Сигналы переменного тока - анализируются амплитуда, частота и форма сигнала.

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Датчик детонации (KS)

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Индуктивный датчик оборотов двигателя

    Частотно-модулированные сигналы - анализируются амплитуда, частота, форма сигнала и ширина периодических импульсов. Источниками подобных сигналов являются следующие устройства:

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Индуктивный датчик положения коленчатого вала (CKP)

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Индуктивный датчик положения распределительного вала (CMP)

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Индуктивный датчик скорости движения автомобиля (VSS)

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Работающие на эффекте Холла датчики оборотов и положения валов

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Оптические датчики оборотов и положения валов

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Цифровые датчики термометрического измерения массы воздуха (MAF) и абсолютного давления во впускном трубопроводе (MAP)


    Сигналы, модулированные по ширине импульса (ШИМ) - анализируются амплитуда, частота, форма сигнала и скважность периодических импульсов. Источниками подобных сигналов являются следующие устройства:
     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Инжекторы топлива

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Устройства стабилизации оборотов холостого хода (IAC)

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Первичная обмотка катушки зажигания

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Электромагнитный клапан продувки угольного адсорбера (EVAP)

     бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Клапаны системы рециркуляции отработавших газов (EGR)

    Кодированная последовательность прямоугольных импульсов - анализируются амплитуда, частота, форма последовательности отдельных импульсов.

  • Подобного рода сигналы генерирует модуль памяти самодиагностики ECM системы управления двигателем.
  • Путем анализа ширины и формы импульсов, а также подсчета их количества в каждой из групп могут быть считаны хранящиеся в памяти коды неисправностей (на иллюстрации - код 1223).
  • Амплитуда и форма сигнала остаются постоянными, записанное значение будет выдаваться до тех пор, пока память модуля не будет очищена.
  •  бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей. Сигналы в цепях управления Subaru Forester

    Сигнал кода неисправности модуля самодиагностики системы управления двигателем (код 1223)


    Интерпретация сигналов

    Форма выдаваемого осциллографом сигнала зависит от множества различных факторов и может в значительной мере изменяться. В виду сказанного, прежде чем приступать к замене подозреваемого компонента в случае несовпадения формы снятого диагностического сигнала с эталонной осциллограммой, следует тщательно проанализировать полученный результат:



    
    КАТАЛОГ
    Subaru Forester 1997-2005