Блок цилиндров Киа Кларус

2.16. Блок цилиндров

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Блок цилиндров двигателя FE DOHC

 Блок цилиндров Kia Clarus
1 – корзина сцепления (М/Т), опорная пластина (А/Т);
2 – ведомый диск сцепления (М/Т), ведущий диск (А/Т);
3 – маховик (М/Т), пластина (А/Т);
4 – переходная пластина;
5 – масляный поддон;
6 – маслоприемник;
7 – элемент жесткости;
8 – задняя крышка;
9 – водяной насос;
10 – передняя крышка с масляным насосом;
11 – распылитель масла.

Блок цилиндров двигателя Т8 DOHC

 Блок цилиндров Kia Clarus
1 – корзина сцепления (М/Т), опорная пластина (А/Т);
2 – ведомый диск сцепления (М/Т), ведущий диск (А/Т);
3 – маховик (М/Т), пластина (А/Т);
4 – переходная пластина;
5 – масляный поддон;
6 – маслоприемник;
7 – элемент жесткости;
8 – задняя крышка;
9 – водяной насос;
10 – передняя крышка с масляным насосом;
11 – распылитель масла.

Коленчатый вал, поршни и шатуны

 Блок цилиндров Kia Clarus
1 – крышка шатуна;
2 – вкладыш шатунного подшипника;
3 – поршень с шатуном;
4 – поршневые кольца;
5 – крышка коренного подшипника;
6 – коленчатый вал;
7 – игольчатый подшипник первичного вала коробки передач;
8 – вкладыш коренного подшипника;
9 – блок цилиндров.

Приведено описание разборки и сборки блока цилиндров на двигателе, с которого предварительно сняты вспомогательные детали, зубчатый ремень, шкивы распределительных валов и головка цилиндров.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
 Блок цилиндров Kia Clarus 1. Установите специальные инструменты для центрирования диска сцепления и блокирования маховика от проворачивания.
Постепенно, по диагонали, ослабьте болты крепления кожуха нажимного диска сцепления до тех пор, пока не прекратится действие диафрагменной пружины, затем выверните болты вручную.
Снимите кожух нажимного диска сцепления и диск сцепления.
2. Выверните болты и снимите маховик.
3. Выверните болты и снимите переходную пластину.
 Блок цилиндров Kia Clarus 4. Выверните болты крепления масляного поддона. Лезвием плоской отвертки, вставленной между масляным поддоном и элементом жесткости блока цилиндров, отделите масляный поддон от блока цилиндров.

Предупреждение

Не вставляйте отвертку между блоком цилиндров и масляным поддоном, так как это может повредить сопрягаемые поверхности.

Отделяя масляный поддон с помощью рычага, не погните его.

Очищая поддон от герметика, не повредите и не поцарапайте привалочную поверхность.


5. Снимите масляный поддон.
6. Отверните болты и снимите маслоприемник.
7. Отверните болты и снимите заднюю крышку с блока цилиндров.
8. Отверните болты и снимите водяной насос.
9. Отверните болты и снимите переднюю крышку с масляным насосом с блока цилиндров.
10. Отверните болт и снимите распылитель масла.
11. Проверьте отсутствие ступеньки и нагара в верхней части каждого цилиндра.

Предупреждение

Если производить снятие поршней, не убрав ступеньку в верхней части цилиндра, это может привести к повреждению поршневых колец и поршней.


12. Используя специальный инструмент, удалите ступеньку в верхней части цилиндров.
13. Проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы поршни первого и четвертого цилиндров установились в нижней мертвой точке.
14. Промаркируйте крышки шатунов и шатуны в соответствии с номером цилиндра, в котором они установлены.
15. Отметьте шатуны и крышки шатунов так, чтобы при установке они заняли правильное положение и направление. При неправильной установке шатунов будет нарушена подача смазки в шатунные вкладыши, что приведет к их быстрому повреждению.
16. Проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы поршни второго и третьего цилиндров установились в нижней мертвой точке и аналогичным образом промаркируйте шатуны и крышки шатунов.
17. Отверните гайки крепления крышки шатуна и легкими ударами пластикового молотка сбейте крышку.
 Блок цилиндров Kia Clarus 18. Перед снятием шатуна очистите вкладыш, шатун и шатунную шейку и проведите следующие измерения:

– боковой зазор шатуна;
– масляный зазор шатунной шейки.
19. Для защиты шеек коленчатого вала оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластмассовой трубки.
20. Деревянным бруском или ручкой молотка вытолкните поршень с шатуном из цилиндра.
21. Повторите эти операции на остальных цилиндрах.
22. Промаркируйте поршни в соответствии с номерами цилиндров, в которых они были установлены.
 Блок цилиндров Kia Clarus 23. Перед снятием крышек коренного подшипника очистите подшипники, коренные шейки и крышки, затем произведите следующие измерения:

– осевой люфт коленчатого вала;
– масляный зазор коренной шейки.
 Блок цилиндров Kia Clarus 24. Специальным приспособлением ОК410 111 012 снимите с торца коленчатого вала игольчатый подшипник.
25. Специальными пассатижами разожмите поршневые кольца и снимите их с поршня.
26. Установите поршень горизонтально и проверьте плавность перемещения шатуна.
27. Перемещая шатун, проверьте отсутствие люфта и заеданий.
28. Если шатун перемещается с заеданиями, проверьте отверстие для поршневого пальца в поршне и шатун на отсутствие деформации.
29. Снимите стопорные кольца с торцов поршневого пальца.
 Блок цилиндров Kia Clarus 30. Специальным приспособлением ОК710 110 010 и молотком выбейте поршневой палец.
31. Выверните болты крепления крышек коренных подшипников.
32. Снимите крышки коренных подшипников.
33. Снимите коленчатый вал.
34. Снимите вкладыши коренных подшипников с блока цилиндров и крышек коренных подшипников.

Проверка


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Очистите все компоненты двигателя.
2. Удалите с блока цилиндров двигателя остатки прокладок, герметика, грязи, масла, смазочного материала и другие инородные материалы.

Предупреждение

Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить поверхности трения деталей из алюминиевого сплава (таких, как головка блока цилиндров или поршни).



Проверка блока цилиндров


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте блок цилиндров на отсутствие следующих повреждений:

– местных повреждений или утечки;
– трещин;
– выработки цилиндров.
 Блок цилиндров Kia Clarus 2. Металлической линейкой и щупом в шести направлениях проверьте плоскостность сопрягаемой поверхности блока цилиндров.

Отклонение от плоскостности: 0,15 мм

 Блок цилиндров Kia Clarus 3. Если неплоскостность превышает допустимые пределы, перешлифуйте блок цилиндров.

Максимально допустимая перешлифовка: 0,20 мм.

 Блок цилиндров Kia Clarus 4. Измерьте диаметры цилиндров в диаметрально противоположных направлениях, в трех плоскостях по высоте цилиндров.

Диаметр цилиндра:
Номинальный: 86,000–86,019
Ремонтный +0,25 мм: 86,250–86,269
Ремонтный +0,50 мм: 86,500–86,519
 Блок цилиндров Kia Clarus 5. Для определения конусности цилиндра измерьте диаметр цилиндра в верхней, средней и нижней частях.

Предельно допустимая конусность: 0,019 мм
Овальность: 0,019 мм
6. Если разность между измерениями X и Y превысит максимально допустимую овальность, расточите цилиндр до следующего увеличенного размера.

Предупреждение

Диаметр цилиндра должен соответствовать увеличенному диаметру поршня, и это относится ко всем цилиндрам.


7. Если в верхней части стенки цилиндра имеется неравномерный износ, удалите неровности шабером.

Проверка поршней


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте наружную поверхность поршня на отсутствие повреждений, выработки или неравномерного износа. При необходимости, замените поршень.
 Блок цилиндров Kia Clarus 2. Измерьте наружный диаметр каждого поршня под углом 90° к поршневому пальцу на расстоянии 18 мм в двигателе FE DOHC и на расстоянии 21 мм в двигателе ТВ DOHC от нижнего края маслосъемного кольца.

Диаметр поршня
FE DOHC

Номинальный 85,944–85,964 мм
1–й ремонтный (+0,25) 86,194–86,214 мм
2–й ремонтный (+0,50) 86,444–86,464 мм

T8 DOHC
Номинальный 80,954–80,972 мм
1–й ремонтный (+0,25) 81,204–81,222 мм
2–й ремонтный (+0,50) 81,454–81,472 мм
 Блок цилиндров Kia Clarus 3. Вычислите зазор между поршнем и стенкой цилиндра, вычитая диаметр поршня от наибольшего диаметра цилиндра, в каждом цилиндре.

Зазор:
FE DOHC: 0,049–0,062 мм
FE DOHC: 0,039–0,053 мм
Предельно допустимый зазор: 0,15 мм
4. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршни на больший ремонтный размер и расточите цилиндры.

Предупреждение

При замене поршня также необходимо заменить поршневые кольца.



Проверка поршневых колец


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
 Блок цилиндров Kia Clarus 1. Вставьте новое поршневое кольцо в канавку поршня и щупом измерьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки.

Зазор между поршневым кольцом и канавкой в поршне:
Верхнее компрессионное кольцо:
FE DOHC: 0,03–0,07 мм
Т8 DOHC: 0,04–0,08 мм
Второе компрессионное кольцо: 0,03–0,07 мм
Максимально допустимый: 0,15 мм
2. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршень.
3. Проверьте поршневые кольца на отсутствие повреждений, износа или поломки. При необходимости, замените поршневые кольца.
 Блок цилиндров Kia Clarus 4. Измерьте зазор в замке поршневых колец, вручную вставив поршневое кольцо в цилиндр двигателя. Днищем поршня протолкните поршневое кольцо в нижнюю часть цилиндра.
 Блок цилиндров Kia Clarus 5. Щупом измерьте зазор в замке поршневого кольца.

Зазор в замках поршневых колец:
Верхнее компрессионное кольцо: 0,15–0,30 мм
Второе компрессионное кольцо:
FE DOHC: 0,20–0,35 мм
Т8 DOHC: 0,30–0,45 мм
Маслосъемное кольцо: 0,20–0,70 мм
Предельно допустимый зазор: 1,0 мм

Проверка поршневых пальцев


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
 Блок цилиндров Kia Clarus 1. Измерьте диаметры отверстий для поршневого пальца в поршне, в двух диаметрально противоположных направлениях, четырех плоскостях.

Диаметр: 21,988–21,998 мм
 Блок цилиндров Kia Clarus 2. Измерьте диаметр каждого поршневого пальца, в двух диаметрально противоположных направлениях, четырех плоскостях.

Диаметр:
FE DOHC: 21,987–21,993 мм
Т8 DOHC: 19,987–19,993 мм
3. Определите зазор поршневого пальца в поршне, вычитая диаметр поршневого пальца из диаметра отверстия для поршневого пальца.

Зазор: от –0,005 до 0,011 мм

4. Если зазор превышает номинальное значение, замените поршень и/или поршневой палец.

Проверка шатуна


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
 Блок цилиндров Kia Clarus 1. Измерьте внутренний диаметр головки шатуна.

Диаметр: 22,003–22,014 мм

2. Определите зазор поршневого пальца в шатуне, вычитая диаметр поршневого пальца из диаметра отверстия головки шатуна.

Зазор: 0,010–0,027 мм

 Блок цилиндров Kia Clarus 3. Проверьте каждый шатун на наличие изгиба или скручивания. При необходимости отремонтируйте или замените шатун.

Допускаемый изгиб: 0,075 мм на длине50 мм
Допускаемое скручивание: 0,180 мм на длине 50 мм

Проверка коленчатого вала


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте шейки коренных и шатунных подшипников коленчатого вала на отсутствие износа и выработки. Проверьте смазочные отверстия коленчатого вала на отсутствие засорения.
2. Установите коленчатый вал на V–образные подставки.
 Блок цилиндров Kia Clarus 3. Установите измерительную головку индикатора часового типа на среднюю шейку подшипника коленчатого вала и установите шкалу индикатора на 0.

Проверните коленчатый вал и измерьте его биение.

Если биение превышает номинальное биение, замените коленчатый вал.

Максимально допустимое биение:
FE DOHC: 0,03 мм
Т8 DOHC: 0,025 мм

 Блок цилиндров Kia Clarus 4. Микрометром измерьте диаметры шеек коленчатого вала в двух диаметрально противоположных направлениях.

Коренная шейка
Диаметр:
FE DOHC: 59,937–59,955 мм
Т8 DOHC: 54,938–54,956 мм
Овальность: 0,05 мм

Шатунная шейка
Диаметр:
FE DOHC: 50,940–50,955 мм
Т8 DOHC: 44,940–44,958 мм
Овальность: 0,05 мм
 Блок цилиндров Kia Clarus 5. При наличии выработки или овальности перешлифуйте коленчатый вал. Перешлифовку шеек коленчатого вала проводите только до следующего ремонтного размера.

Подшипники уменьшенного размера:
на 0,25 мм
на 0,50 мм
на 0,75 мм
 Блок цилиндров Kia Clarus
Предупреждение

Не шлифуйте поверхность галтели.



Диаметры шеек коренных подшипников коленчатого вала

Размер подшипника
FE DOHC
T8 DOHC
1–й ремонтный размер (+0,25 мм) №1, 2, 4, 5
59,693–59,711
55,188–55,206
№3
59,687–59,705
55,188–55,206
2–й ремонтный размер (+0,50 мм) №1, 2, 4, 5
59,443–59,461
55,438–55,456
№3
59,437–59,455
55,438–55,456
3–й ремонтный размер: (+0,75 мм) №1, 2, 4, 5
59,193–59,211
55,688–55,706
№3
59,187–59,205
55,688–55,706

Диаметры шеек шатунных подшипников коленчатого вала


Размер подшипника
FE DOHC
T8 DOHC
1–й ремонтный размер (+0,25 мм)
50,690–50,705
45,190–45,208
2–й ремонтный размер (+0,50 мм)
50,440–50,445
45,440–45,458
3–й ремонтный размер: (+0,75 мм)
50,190–50,205
45,690–45,708

Проверка шатунных и коренных вкладышей


 Блок цилиндров Kia Clarus
Проверьте шатунные и коренные вкладыши на отсутствие местной коррозии, выработки и других повреждений. При необходимости, замените вкладыши.

Проверка распылителей для охлаждения поршней


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте, не забит ли канал масляного сопла.
2. Проверьте, не заедает ли обратный шариковый клапан.

Сборка


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед сборкой очистите все детали двигателя.
2. Перед сборкой деталей нанесите тонкий слой чистого моторного масла на все поверхности скольжения.
3. Замените коренные и шатунные вкладыши, даже если они имеют незначительные повреждения или износ. При установке необходимо использовать только новые прокладки.
 Блок цилиндров Kia Clarus 4. Установите пружинное стопорное кольцо в канавку поршня.
 Блок цилиндров Kia Clarus 5. Совместите метку на нижней части шатуна с меткой "F" на поршне.
 Блок цилиндров Kia Clarus 6. Установите поршень в шатун и специальным приспособлением ОК710 110 010 вставьте поршневой палец через поршень и шатун до фиксации его уже установленным стопорным кольцом. Проверьте, чтобы относительное положение поршня и шатуна было таким же, как и до разборки.
7. Установите второе пружинное стопорное кольцо поршневого пальца в канавку с другой стороны поршня.
8. Держите поршень вертикально и проверьте свободу перемещения шатуна.
 Блок цилиндров Kia Clarus 9. Установите три части маслосъемного кольца на поршень:

– смажьте чистым моторным маслом расширитель маслосъемного кольца и верхнюю и нижнюю части кольца;
– установите расширитель маслосъемного кольца на поршень так, чтобы концы расширителя были направлены вверх;
– установите нижнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх;
– установите верхнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх;

Предупреждение

Верхняя и нижняя части маслосъемного кольца взаимозаменяемы.


 Блок цилиндров Kia Clarus

10. Проверьте, что расширитель маслосъемного кольца разделяет верхнюю и нижнюю части маслосъемного кольца и свободно проворачивается на поршне.
11. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 2–е компрессионное кольцо.
 Блок цилиндров Kia Clarus 12. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 1–е компрессионное кольцо.
13. Нанесите достаточное количество чистого моторного масла на второе и верхнее поршневые кольца.
 Блок цилиндров Kia Clarus 14. Расположите замки поршневых колец как показано на рисунке.

Предупреждение

При установке поршневых колец метки "R" должны быть направлены вверх.


15. Очистите коренные и шатунные шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом.
 Блок цилиндров Kia Clarus 16. Установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя.
17. Установите коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров.
18. Установите оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала.
 Блок цилиндров Kia Clarus 19. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigage на шейках коренных подшипников коленчатого вала.
20. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников.
 Блок цилиндров Kia Clarus

КАТАЛОГ
Kia Clarus 1995-2001