Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030 Иж 21261 Фабула

Возможные неисправности системы ЭПХХ, их причины и способы их устранения
Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030

Система управления  экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ)
Особенности конструкции
Система ЭПХХ служит для повышения экономичности работы двигателя и снижения уровня токсичности отработавших газов. Так как на двигатели мод. 331 и 2106 устанавливают карбюраторы одного типа – «Озон», их системы ЭПХХ конструктивно одинаковы и различаются только устройством пневмоклапанов карбюраторов (см. «Система питания») и типом блоков управления, имеющих разные характеристики (для двигателя мод. 331 применяют блок управления 252.3761, мод. 2106 – 25.3761 или 2533.3761).

Схема системы управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ)
Рис. 7.42. Схема системы управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ): 1 – катушка зажигания; 2 – рычаг дроссельной заслонки карбюратора; 3 – микропереключатель; 4 – блок управления; 5 – электромагнитный клапан; 6 – соединительный шланг; 7 – пневмоклапан; 8 – карбюратор


Устройство и работа системы ЭПХХ рассмотрены на примере двигателя мод. 331. Система содержит блок управления 4 ( рис. 7.42), электромагнитный клапан 5, микропереключатель 3 и соединительные провода. Кроме того, в состав системы входит встроенный в карбюратор пневмоклапан 7.
Принцип работы ЭПХХ заключается в том, что на режимах принудительного холостого хода отключается подача топлива в двигатель (в тех случаях, когда педаль управления дроссельной заслонкой отпущена, а частота вращения коленчатого вала выше частоты на режиме холостого хода). Отключает подачу топлива пневмоклапан 7 ЭПХХ, входящий в состав карбюратора. Управляет пневмоклапаном электромагнитный клапан 5, которым в свою очередь управляют блок управления 4 и микропереключатель 3.
При проверке обратите внимание на состояние контактных соединений всех узлов системы, их нарушение может вызвать перебои в работе двигателя.

Возможные неисправности блока управления ЭПХХ, их причины и способы их устранения
Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030

Блок управления ЭПХХ
Особенности конструкции

Блок управления ЭПХХ
Рис. 7.43. Блок управления ЭПХХ: 1 – присоединительные клеммы; 2 – корпус; 3 – печатная плата с микроэлектронными элементами


Блок управления ЭПХХ типа 252.3761 ( рис. 7.43) непрерывно контролирует частоту вращения коленчатого вала двигателя, измеряя период повторения импульсов системы зажигания, которые снимаются с катушки зажигания и подаются на вывод «4» блока 4 (см. рис. 7.42). При частоте вращения коленчатого вала, меньше 1245 мин -1±5% (1140 мин -1±5% для блоков 25.3761 или 2533.3761) ток подается на выводы «1» и «2» блока и проходит через обмотку электромагнитного клапана, минуя микропереключатель. При повышении частоты вращения до 1500 мин -1±5% электрическая связь выводов «1» и «2» разрывается и вновь восстанавливается только при снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя до 1245 мин -1 (1140 мин -1).
Проверка блока управления ЭПХХ
Блок управления проверяют на автомобиле. На режиме холостого хода снимите штекер с одного из выводов микропереключателя. Плавно открывая дроссельную заслонку, увеличьте частоту вращения коленчатого вала свыше 1500 мин -1 и зафиксируйте это положение. При этом должен возникнуть автоколебательный режим работы двигателя, сопровождающийся пульсацией частоты вращения.
Возникновение автоколебательного режима объясняется тем, что при увеличении частоты вращения до 1500 мин -1 разрывается электрическая связь выводов «1» и «2» блока (цепь питания электромагнитного клапана через микропереключатель принудительно разорвана), что вызывает отключение подачи топлива в двигатель. При этом частота вращения снижается и после ее падения ниже 1245 мин -1 (1140 мин -1 для блоков 25.3761 или 2533.3761) восстанавливается указанная связь, т. е. подача топлива возобновляется и частота вращения повышается.
Этот процесс циклически повторяется с периодом 1–2 с.
Если вызвать автоколебательный режим не удается, а электромагнитный клапан и пневмоклапан ЭПХХ не имеют дефекта, то неисправен блок управления и его необходимо заменить.
Проверить блок управления можно, непосредственно контролируя по тахометру частоты вращения, при которых происходит срабатывание блока.
Для проверки необходима контрольная лампа 12 В и провода со штекерными наконечниками.
Последовательно отсоедините от микропереключателя штекер серого провода (+12 В), а от вывода электромагнитного клапана – штекер с двойным розовым проводом. На освободившийся вывод электромагнитного клапана наденьте штекер, отсоединенный от микропереключателя, что обеспечит прохождение тока через обмотку электромагнитного клапана. Со штекером, снятым с электромагнитного клапана, соедините один вывод контрольной лампы, другой вывод лампы подсоедините к «массе» автомобиля.
На режиме холостого хода (850±50) мин -1 контрольная лампа должна гореть. При увеличении частоты вращения до 1500 мин -1±5% лампа должна гаснуть и вновь загораться при падении частоты вращения ниже 1245 мин -1 ±5% (1140 мин -1±5% для блоков 25.3761 или 2533.3761).
После проверки снятые штекеры установите на место.

Возможные неисправности микропереключателя, их причины и способы их устранения
Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030

Микропереключатель
Особенности конструкции

Микропереключатель
Рис. 7.44. Микропереключатель: 1 – упорный ролик; 2 – пружина; 3 – корпус; 4 – присоединительные клеммы


Микропереключатель типа 421.3709 ( рис. 7.44) воздействует на электромагнитный клапан помимо блока управления.
В исходном положении контакты микропереключателя замкнуты. При полностью отпущенной педали управления дроссельной заслонкой толкатель микропереключателя утоплен и его контакты разомкнуты. При нажатии на педаль толкатель микропереключателя высвобождается, его контакты замыкаются, и ток при этом проходит через обмотку электромагнитного клапана независимо от блока управления.
Проверка микропереключателя
Микропереключатель проверяют на автомобиле. На режиме холостого хода снимите с вывода микропереключателя штекер розового провода, освободившийся вывод микропереключателя соедините с одним из выводов контрольной лампы, второй ее вывод – с «массой» автомобиля. В данном режиме лампа не должна гореть.
Наблюдая за контрольной лампой, плавно увеличьте частоту вращения коленчатого вала, открыв дроссельную заслонку. Контрольная лампа должна загореться до момента возникновения автоколебательного режима работы двигателя.
Если контрольная лампа горит уже на режиме холостого хода (ранняя регулировка срабатывания микропереключателя) или загорается после возникновения автоколебательного режима (поздняя регулировка), отрегулируйте установку микропереключателя. Для этого ослабьте два винта крепления микропереключателя и, подобрав его новое положение, затяните винты крепления.
Если контрольная лампа не загорается при любом положении дроссельной заслонки, то микропереключатель неисправен.
После проверки снятый штекер установите на место.

        ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ранняя регулировка срабатывания микропереключателя снижает эффективность работы ЭПХХ до полной потери эффекта (когда контакты микропереключателя замкнуты при полностью отпущенной педали акселератора). Поздняя регулировка срабатывания микропереключателя приводит к рывкам автомобиля при движении на малой скорости, в частности при медленной езде задним ходом. Поэтому стремитесь установить микропереключатель на возможно позднее срабатывание, не допуская появления автоколебательного режима. О срабатывании микропереключателя судят по характерным щелчкам.
2. Допускается упрощенная регулировка положения микропереключателя, при которой добейтесь срабатывания микропереключателя в пределах свободного хода механизма привода дроссельной заслонки первой камеры карбюратора.

Возможные неисправности электромагнитного клапана,  их причины и способы их устранения
Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030

Электромагнитный клапан ЭПХХ
Особенности конструкции

Электромагнитный клапан
Рис. 7.45. Электромагнитный клапан: 1 – атмосферный штуцер; 2 – корпус; 3 – сердечник клапана; 4, 7 – запорные элементы; 5 – штуцер соединения с пневмоклапаном карбюратора; 6 – штуцер соединения с впускной трубой двигателя; 8 – якорь; 9 – электрообмотка; 10 – присоединительная клемма


Электромагнитный клапан типа 19.3741 или 1902.3741 ( рис. 7.45) служит для управления пневмоклапаном ЭПХХ в карбюраторе.
Электромагнитный клапан имеет три штуцера и два запорных элемента. Первый запорный элемент 7 выполнен нормально закрытым и служит для разобщения центрального штуцера 6 (соединенного с впускным трубопроводом двигателя) с наклонным штуцером 5 (связанным со штуцером пневмоклапана ЭПХХ); второй запорный элемент 4 выполнен нормально открытым и служит для разобщения указанного наклонного штуцера с атмосферным штуцером 1, закрытым войлочным фильтром и расположенным между электрическими выводами 10 обмотки 9 клапана.
При прохождении тока через обмотку электромагнитного клапана центральный и наклонный штуцера пневматически связаны, а при отсутствии тока таким образом связаны наклонный и атмосферный штуцера. В первом случае разрежение из впускного трубопровода передается к пневмоклапану ЭПХХ, что обеспечивает поступление топливовоздушной смеси через систему холостого хода в двигатель, а во втором случае пневмоклапан ЭПХХ перекрывает ее подачу.
Проверка электромагнитного клапана
Электромагнитный клапан проверяют на автомобиле. На режиме холостого хода снимите с одного из выводов клапана штекер, в результате чего двигатель должен остановиться в течение 1–2 с. Если этого не произошло, то первоначально убедитесь в исправности пневмоклапана ЭПХХ. Если же пневмоклапан ЭПХХ не имеет дефекта, то электромагнитный клапан неисправен и нуждается в замене.
После проверки не забудьте снятый штекер установить на место.

Выключатель зажигания
Проверка

Таблица 7.3    Коммутация клемм выключателя зажигания
Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030

У выключателя зажигания типа 2108-3704 проверяют правильность замыкания контактов в различных положениях ключа (табл. 7.3), работу противоугонного устройства и устройства блокировки повторного включения стартера.

Схема соединений выключателя зажигания
Рис. 7.46. Схема соединений выключателя зажигания


Схема соединений выключателя зажигания показана на рис. 7.46.
Запорный стержень противоугонного устройства должен выдвигаться, если ключ установить в положение III (стоянка) и вынуть из замка. После поворота ключа из положения III в положение 0 (выключено) запорный стержень должен утапливаться. Ключ должен выниматься из замка только в положении III.
Устройство блокировки повторного включения стартера не должно допускать двойного поворота ключа из положения I (зажигание) в положение II (стартер). Ключ должен поворачиваться повторно только после предварительного возвращения ключа в положение 0.
Снятие, разборка, сборка  и установка
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Снимите облицовочный кожух рулевой колонки и отсоедините колодку проводов выключателя зажигания от жгута проводов панели приборов.
3. Вставьте ключ в замок выключателя зажигания и поверните его в положение 0.

Детали выключателя зажигания
Рис. 7.47. Детали выключателя зажигания: 1 – скоба; 2 – корпус; 3 – контактная часть; 4 – облицовка; 5 – замок; А – отверстие для фиксирующего штифта; Б – фиксирующий штифт


4. Отверните болты крепления скобы 1 ( рис. 7.47) выключателя.
5. Снимите скобу и выключатель зажигания.
6. Отсоедините провода от колодки.
7. Проверьте, чтобы ключ находился в положении 0, и отверните винт крепления замка 5.
8. Утопите фиксирующий штифт Б и выньте замок с контактной частью 3 из корпуса 2.
9. Отверните винт крепления и отсоедините контактную часть от замка.
10. Снимите пластмассовую облицовку 4.
Соберите и установите выключатель зажигания в обратном порядке.

Подрулевой переключатель
Особенности конструкции
Подрулевой переключатель состоит из соединителя, закрепленного на кронштейне вала рулевого механизма, и установленных в соединитель двух переключателей. Левый переключатель включает указатели поворота и свет фар, правый – очистители и омыватели стекол.
Замена
1. Снимите облицовочный кожух рулевой колонки.
2. Сожмите две защелки переключателя и выньте его из соединителя.
Переключатели неразборные, и при выходе из строя их надо заменять.

Положение рычагов подрулевого переключателя
Рис. 7.48. Положение рычагов подрулевого переключателя: 1 – рычаг переключения указателей поворота и света фар; 2 – рычаг переключения режимов очистителей и омывателей ветрового стекла. Пунктиром обозначены нефиксированные положения рычагов


Положения рычагов переключателей при включении различных потребителей показаны на рис. 7.48, замыкаемые при этом контакты – в табл. 7.4.

Таблица 7.4 Коммутация клемм выключателя зажигания
Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030
Реле включения фар
Для включения фар применены реле типа 113.3747, установленные в монтажном блоке. Такие же реле применяются и для включения звукового сигнала, обогрева заднего стекла, электродвигателя, вентилятора системы охлаждения двигателя и противотуманных фар.
Напряжение включения реле при температуре (23±5) °С составляет не более 8 В, сопротивление обмотки – (85±6) Ом. Реле включения фар ремонту не подлежит.

Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
Реле-прерыватель типа 43.3747, установленное в монтажном блоке, служит для создания прерывистого светового сигнала указателей поворота. Реле-прерыватель обеспечивает также работу указателей поворота в
режиме аварийной сигнализации. Кроме того, устройство позволяет контролировать исправность ламп указателей поворота. Так, если перегорит одна из ламп указателей поворота, то удваивается частота включения и выключения указателей поворота. Контрольная лампа указателей поворота при этом также мигает с удвоенной частотой.
Реле-прерыватель должно обеспечивать мигание ламп указателей поворота с частотой (90±30) циклов в минуту при температуре окружающей среды от –40 до +65 °С и напряжении 10,8–15 В. Реле-прерыватель ремонту не подлежит.

Возможные неисправности стеклоочистителя ветрового стекла, их причины и способы устранения
Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030

Стеклоочиститель ветрового стекла
Особенности конструкции
На автомобиле установлен двухскоростной стеклоочиститель 2126-5205 с приводом от трехщеточного электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов с редуктором (моторедуктор 17.3730). Редуктор оснащен механизмом самоостанова. На кронштейне стеклоочистителя закреплен термобиметаллический предохранитель ПР502А, рассчитанный на максимальный ток срабатывания 7,5 А.

Схема включения стеклоочистителя ветрового стекла
Рис. 7.49. Схема включения стеклоочистителя ветрового стекла: 1 – электродвигатель стеклоочистителя; 2 – электродвигатель омывателя; 3 – монтажный блок; 4 – замок зажигания; 5 – переключатель стеклоочистителя и омывателя; 6 – термобиметаллический предохранитель


Электрическая схема включения стеклоочистителя ветрового стекла показана на рис. 7.49.
Ремонт стеклоочистителя заключается главным образом в правке деформированных тяг и рычагов рычажной системы или замене их новыми. Неисправный электродвигатель рекомендуется заменить новым.
После установки нового электродвигателя проверьте его работу до подсоединения тяг стеклоочистителя.
Техническая характеристика  электродвигателя с редуктором
Номинальное напряжение, В......12
Номинальная мощность на валу редуктора, Вт......10
Частота вращения* вала редуктора на первой (низшей) скорости, мин -1......30–40
Потребляемый ток* на первой скорости, А, не более......3,5
Частота вращения* вала редуктора на второй (высшей) скорости, мин -1......55–70
Потребляемый ток* на второй скорости, А, не более......5
* При напряжении 14 В, температуре окружающей среды (25±10) °С и моменте нагрузки на выходном валу 1,47 Н·м (0,15 кгс·м) в непрогретом состоянии.
Снятие и установка
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Разъедините штекерные колодки электродвигателя и жгута проводов.
3. Снимите щетки с рычагами.
4. Снимите декоративные колпачки и отверните гайки осей рычагов.
5. Снимите пластмассовые накладки (кольца).
6. Отверните два болта крепления кронштейна стеклоочистителя к кузову.
7. Выньте стеклоочиститель.
Установите стеклоочиститель в обратном порядке, предварительно смазав трущиеся поверхности пальцев поводков и кривошипа пластичным смазочным материалом. При установке рычагов с щетками убедитесь, что положение поводков соответствует исходному положению стеклоочистителя.

Возможные неисправности электродвигателя воздухонагнетателя, их причины и способы устранения
Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030

Электродвигатель  воздухонагнетателя
Особенности конструкции
В воздухонагнетателе автомобиля установлен электродвигатель 45.3730 постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Он приводит во вращение крыльчатку вентилятора воздухонагнетателя, насаженную на вал электродвигателя. Для изменения частоты вращения якоря электродвигателя в электрической схеме включения предусмотрен добавочный резистор 17.3729, установленный на щите передка автомобиля.
Техническая характеристика  электродвигателя воздухонагнетателя
Номинальное напряжение, В.......12
Номинальная мощность, Вт.......90
Номинальная частота вращения, мин -1.......4100
Потребляемая сила тока при моменте нагрузки (0,216±0,0216) Н·м и частоте вращения (4100±200) мин -1, А, не более.......14
Снятие и установка
Порядок снятия и установки электродвигателя см. «Снятие и установка воздухонагнетателя».

Возможные неисправности  электродвигателя вентилятора системы охлаждения, их причины и способы устранения
Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030

Электродвигатель  вентилятора системы охлаждения двигателя
Особенности конструкции

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя
Рис. 7.50. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя: 1 – корпус электродвигателя; 2 – грязезащитное кольцо; 3 – держатель магнитов; 4 – якорь электродвигателя; 5 – крышка; 6 – щеткодержатель; 7 – войлочное кольцо; 8 – втулка; 9 – коллектор; 10 – щетка; 11 – кожух; 12 – магнит; 13 – шариковый подшипник


На автомобиле установлен электродвигатель МЭ 272 ( рис. 7.50) постоянного тока, предназначенный для привода вентилятора системы охлаждения двигателя.
Электродвигатель включается датчиком типа ТМ 108 в бачке радиатора через реле типа 113.3747, установленное в блоке предохранителей и реле. Температура замыкания контактов датчика (99±3) °С, размыкания – (94±4) °С.
Электродвигатель неремонтопригоден, и в случае любой неисправности его заменяют.
Техническая характеристика  электродвигателя вентилятора
Номинальное напряжение, В.......12
Номинальная мощность при частоте вращения 1600 мин -1, Вт.......110
Номинальная частота вращения, мин -1.......2600 ± 200 100
Потребляемая сила тока при номинальной мощности, А, не более.......14
Пусковой момент, Н·м (кгс·м), не менее.......1,27 (0,13)
Направление вращения.......правое
Снятие и установка
Снятие и установка электродвигателя вентилятора системы охлаждения см. «Система охлаждения».

Электрообогреваемое стекло двери задка
Особенности конструкции
Для предотвращения запотевания и обледенения закаленное стекло, установленное в двери задка, выполнено с электрообогревом.
Техническая характеристика
Номинальное напряжение, В.......12
Потребляемый ток, А.......8–10
Ремонт
Возможными дефектами электрообогреваемого стекла являются отрыв штекеров и разрушение электронагревательных элементов на стекле.
1. Оторванные штекера припаяйте маломощным электрическим паяльником обычным припоем с малым содержанием олова. Крепление припаянных штекеров к шинам должно выдерживать нагрузку 80+5 Н (8+0,5 кгс), прикладываемую к центру припаянной части клеммы в направлении, перпендикулярном поверхности стекла, в течение 5 с.
2. Обрывы элементов обогрева определите с помощью пробника-испытателя типа «TEST» (или другого типа), снабженного электрической лампой. Для этого подсоедините два провода прибора с помощью зажимов к токоприемным шинам или штекерам системы электрообогрева. При отсутствии показания прибора третий контактный провод передвиньте поперек каждого нагревательного элемента по центру стекла. Загоревшаяся лампочка указывает на обрыв в системе электрообогрева.

Возможные неисправности освещения и световой сигнализации, их причины и способы устранения
Электрооборудование автомобилей мод. 2126-020 и 2126-030

Освещение  и световая сигнализация
Регулировка света фар
1. Проверяйте и регулируйте свет фар на снаряженном автомобиле: с полностью заправленным топливным баком, комплектом инструмента и запасным колесом.
2. Предварительно проверьте и при необходимости доведите до нормы давление воздуха в шинах.
3. Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку перпендикулярно гладкой стене (например, гаража) на расстоянии 5 м. Положите на сиденье водителя дополнительный груз массой 75 кг. Разметьте на стене экран, как показано на рисунке 7.51. Продольная плоскость симметрии автомобиля должна проходить по линии 0 на экране. Замерьте высоту центров фар до пола. Это будет расстояние h на экране.

Электромеханический корректор фар
Рис. 7.52. Электромеханический корректор фар: 1 – прокладка; 2 – электропривод фар; 3 – блок управления корректора; 4 – гайки (с шестигранником или с выемками под ключ); 5 – ручка корректора; 6 – шкала; 7 – панель приборов


4. Если расположение световых пятен на экране не соответствует рисунку, откройте капот и отрегулируйте винтами ручной регулировки пучка света 1 ( рис. 7.52) в горизонтальной плоскости и 4 в вертикальной плоскости положение светового пятна для каждой фары на экране. Положение светового пятна регулируйте для каждой фары отдельно. Вторую фару во время регулировки закройте непрозрачным материалом.

Регулировка света фар
Рис. 7.51. Регулировка света фар


5. Свет фар считают отрегулированным, если верхняя граница левых частей световых пятен совпадает с линией 4 (см. рис. 7.51), а вертикальные линии 1 и 2 проходят через точки Е1 и Е2 пересечения горизонтальных и наклонных участков световых пятен.

Электромеханический  корректор фар
Электромеханический корректор света фар предназначен для регулировки пучка света света фар в зависимости от нагрузки автомобиля.
Он состоит из блока управления 3 ( рис. 7.52), двух электроприводов, установленных через прокладки 1 на правой и левой фарах, и соединительных проводов.
Установка ручки управления 5 в положения 1–3 на шкале 6 обеспечивает срабатывание электроприводов 2, которые своей шаровой головкой на конце штоков воздействуют на фары, поворачивая их на определенный угол. Электроприводы 2 и блок управления 3 ремонту не подлежат, при повреждении их следует заменить на новые.
Электроприводы снимают, немного поворачивая и стягивая их с фиксаторов.
Проверка работы корректора осуществляется на стенде БИ7714-4130.
Номинальная нагрузка на шток, которую прикладывают вдоль оси штока, составляет 40 Н, максимальная нагрузка – 80 Н.
Время перемещения штока электропривода из одного крайнего положения в другое должно составлять не более 20 с.
Ток, потребляемый электроприводом без перемещения штоков, должен составлять не более 50 мА, а при  перемещения штоков (рабочий режим) – не более 1 А.
При зафиксированном штоке электропривод должен сохранять работоспособность в течение 5 мин. Наработка на отказ составляет не менее 20 000 циклов.
Кроме того, на автомобилях Иж-2126 изменено расположение динамиков 2 ( рис. 7.52): ранее их устанавливали в кронштейнах задней полки багажника, сейчас с помощью винтов 4 закрепляют в передних дверях.
Замена ламп
Лампы фары

Регулировочные винты и лампы фар
Рис. 7.53. Регулировочные винты и лампы фар: 1 – винт ручной регулировки пучка света в горизонтальной плоскости; 2 – лампа головного света; 3 – пружинная защелка; 4 – винт ручной регулировки пучка света на вертикальной плоскости; 5 – колодка; 6 – защитный кожух; 7 – патрон лампы габаритного света


1. Поверните защитный кожух 6 (см. рис. 7.53),

КАТАЛОГ
Иж 21261 (Фабула) 1991-2004