Двигатель мод. 2106 Иж 21261 Фабула

Особенности конструкции
Двигатель рядный, четырехцилиндровый с вертикальным расположением цилиндров, четырехтактный, карбюраторный. Камеры сгорания клиновидные с рядным расположением клапанов. Распределительный вал установлен в головке блока цилиндров и приводится во вращение двухрядной роликовой цепью. Привод распределителя зажигания, масляного и топливного насосов осуществляется от промежуточного валика, установленного в блоке цилиндров.
Основными базовыми деталями двигателя являются блок цилиндров и головка блока цилиндров, к которым крепятся детали, узлы и вспомогательные агрегаты, обеспечивающие его работу.

Устройство двигателя мод. 2106
Рис. 2.36. Устройство двигателя мод. 2106: 1 – коленчатый вал, 2 – крышка коренного подшипника коленчатого вала; 3 – звездочка коленчатого вала; 4 – шкив коленчатого вала; 5 – шпонка шкива и звездочки коленчатого вала; 6 – храповик (или болт крепления шкива); 7 – передний сальник коленчатого вала; 8 – крышка привода механизма газораспределения; 9 – шкив водяного насоса; 10 – ремень привода генератора и водяного насоса; 11 – цепь привода газораспределительного механизма; 12 – головка блока цилиндров; 13 – звездочка распределительного вала; 14 – крышка головки блока цилиндров; 15 – корпус подшипников распределительного вала; 16 – распределительный вал; 17 – впускной клапан; 18 – выпускной клапан; 19 – блок цилиндров; 20 – маховик;  21 – задний сальник коленчатого вала; 22 – масляный картер; 23 – болт шатуна; 24 – пробка отверстия для слива масла; 25 – крышка шатуна; 26 – шатун; 27 – поршневой палец; 28 – поршень; 29 – выпускной коллектор; 30 – впускная труба; 31 – рычаг привода клапана; 32 – внутренняя пружина клапана; 33 – наружная пружина клапана; 34 – регулировочный болт; 35 – контргайка регулировочного болта; 36 – резьбовая втулка регулировочного болта; 37 – свеча зажигания; 38 – вал привода вспомогательных агрегатов; 39 – шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 40 – масляный фильтр; 41 – масляный насос; 42 – приемный патрубок масляного насоса


Блок цилиндров 19 ( рис. 2.36) представляет собой единую отливку из специального чугуна, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выполненных в виде перегородок картера и усиленных ребрами жесткости. На блоке цилиндров имеются специальные приливы, фланцы, отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также выполнены каналы главной масляной магистрали.
Головка блока цилиндров 12 представляет собой единую отливку из алюминиевого сплава, образующую камеры сгорания клинового типа с впускными и выпускными каналами, рубашку охлаждения, бобышки, фланцы и резьбовые отверстия для крепления корпуса подшипников распределительного вала, деталей газораспределительного механизма, впускной трубы с карбюратором и выпускного коллектора, деталей системы охлаждения, крышки головки, свечей зажигания и датчика температуры охлаждающей жидкости. В головку блока цилиндров запрессованы направляющие втулки клапанов и седла впускных и выпускных клапанов.
Между головкой и блоком цилиндров установлена пропитанная графитом прокладка из асбеста, армированного металлическим каркасом.
Поршни 28 отлиты из высокопрочного алюминиевого сплава. Юбки поршней имеют сложную геометрическую форму: по высоте коническую, с большим основанием внизу юбки, а в поперечном сечении овальную, с большей осью, расположенной перпендикулярно оси поршневого пальца. Наружная поверхность поршней покрыта оловом. Оси отверстий под поршневые пальцы смещены от оси симметрии поршней на 2 мм в правую сторону двигателя. На цилиндрической поверхности поршней выполнены три кольцевые канавки для поршневых колец.
Поршневые кольца изготовляют методом индивидуальной отливки из легированного чугуна. На каждом поршне устанавливают три поршневых кольца: два компрессионных и одно маслосъемное.
Поршневой палец 27 стальной, пустотелый. Его наружная поверхность цементирована и закалена токами высокой частоты.
Шатун 26 стальной кованый. Отверстие под вкладыши шатунного подшипника обрабатывают совместно с крышкой 25. Вкладыши шатунного подшипника сталеалюминиевые, взаимозаменяемые.
Коленчатый вал 1, отлитый из высокопрочного чугуна, имеет пять коренных шеек и четыре противовеса. На переднем конце вала устанавливают звездочку 3 цепи привода механизма газораспределения и шкив 4 привода водяного насоса и генератора; на заднем конце вала – фланец для крепления маховика 20 и гнездо для подшипника первичного вала коробки передач. Коренные и шатунные шейки закалены токами высокой частоты на глубину 2–3 мм. Вкладыши коренных подшипников тонкостенные сталеалюминиевые.
Распределительный вал 16 чугунный литой, имеет пять опор и восемь кулачков. Рабочие поверхности кулачков азотированы. Вал установлен в съемном корпусе 15, закрепленном на головке блока десятью шпильками. На переднем конце вала установлена ведомая звездочка 13 привода.
Распределительный вал приводится во вращение двухрядной роликовой цепью 11, имеющей 116 звеньев, от ведущей звездочки 3, установленной на коленчатом валу. Этой же цепью приводится звездочка вала 38 привода вспомогательных агрегатов (масляного и топливного насосов, а также распределителя зажигания). Натягивают цепь пружинным натяжителем через башмак с накладкой. Колебания цепи гасятся успокоителем.
Выпускные клапаны 18 сварные из двух частей: стержня из хромоникелемолибденовой стали, тарелки из хромоникелемарганцевой стали с наплавкой рабочей фаски специальным жаростойким сплавом. Впускные клапаны 17 изготовлены из хромоникелемолибденовой стали. Стержни всех клапанов азотированы, а торцы стержней закалены токами высокой частоты. Клапаны перемещаются в направляющих втулках под действием кулачков распределительного вала через стальные рычаги 31, опирающиеся одним плечом на сферические головки регулировочных болтов 34, другим – на торцы стержней клапанов. Регулировочные болты ввернуты во втулки 36 и застопорены гайками 35.
Масляный картер 22 стальной штампованный, закрывает блок цилиндров снизу и служит резервуаром для масла.
Система смазки комбинированная: наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, остальные – разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры и кулачки распределительного вала, подшипники вала привода вспомогательных агрегатов, втулка зубчатого колеса привода масляного насоса и распределителя зажигания.
Система состоит из масляного картера 22, шестеренчатого масляного насоса 41 с встроенным редукционным клапаном и маслоприемником 42, имеющим сетчатый фильтр гру-
бой очистки масла, полнопоточного фильтра 40 тонкой очистки масла с перепускным и противодренажным клапанами, датчика контрольной лампы недостаточного давления масла и масляных каналов.
Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовых каналов в головке блока цилиндров и впускной трубе.
Принудительную циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала с помощью клинового ремня 10. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в систему охлаждения устанавливают термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питания двигателя состоит из диафрагменного топливного насоса с механизмом ручного привода, карбюратора, фильтра тонкой очистки топлива и топливных шлангов.
Система зажигания состоит из распределителя, установленного в специальном приливе блока цилиндров, катушки высокого напряжения, свечей 37 и проводов высокого напряжения.
Возможные неисправности двигателя мод. 2106, их причины и способы устранения практически не отличаются от описанных для двигателя мод. 331 (см. «Двигатель мод. 331»), за исключением некоторых особенностей: у двигателя мод. 2106 не бывает неисправности «Стук поршневых пальцев» вследствие другого способа их крепления; чрезмерный шум цепи привода распределительного вала может быть вызван заеданием штока натяжителя цепи; охлаждающая жидкость может проникнуть в картер двигателя только при повреждении прокладки головки блока, так как у этого двигателя нет съемных гильз цилиндров; при высоком расходе масла на угар, вызванном износом зеркала цилиндров, работоспособность двигателя восстанавливают только расточкой и хонингованием цилиндров по той же причине, что и у предыдущей неисправности; повышенный расход масла при исправной цилиндропоршневой группе может быть вызван износом или повреждением маслосъемных колпачков на направляющих втулках клапанов, а также затвердеванием материала, из которого они изготовлены (у двигателя мод. 331 другая конструкция уплотнения этого узла); двигатель может не пускаться, работать неустойчиво или останавливаться на холостом ходу и по причине сгорания резистора в роторе распределителя зажигания (в распределителе двигателя мод. 331 резистора нет).

Снятие и установка
Снимают и устанавливают двигатель мод. 2106 практически в том же порядке, что и мод. 331. Различие состоит только в расположении отсоединяемых узлов и деталей и количестве крепежных элементов.

Разборка

Насос охлаждающей жидкости
Рис. 2.37. Насос охлаждающей жидкости: 1 – выпускной патрубок рубашки охлаждения; 2 – шланг от головки блока к термостату (байпас); 3 – насос; 4 – муфта, соединяющая термостат с насосом; 5 – термостат


1. Снимите генератор, карбюратор, распределитель зажигания, термостат, топливный насос, масляный фильтр, ремень привода генератора, кронштейн крепления генератора, водяной насос 3 ( рис. 2.37), выпускной патрубок охлаждающей жидкости на головке блока, крышку сапуна вентиляции картера и выньте маслоотделитель вентиляции картера.
2. Выверните свечи зажигания, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, датчик контрольной лампы недостаточного давления масла.
3. Снимите картер, масляный насос с маслоприемником, фиксатор сливной трубки маслоотделителя со стаканом.

Снятие маховика
Рис. 2.38. Снятие маховика: 1 – ключ; 2 – маховик; 3 – болт крепления маховика; 4 – шайба; 5 – фиксатор для удержания маховика от проворачивания; 6 – передняя крышка картера сцепления


4. Снимите шкив коленчатого вала, закрепив маховик 2 ( рис. 2.38) фиксатором 5 и отвернув ключом болт крепления шкива.
5. Снимите крышку головки блока цилиндров и крышку привода распределительного вала.
6. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и валика привода вспомогательных агрегатов, предварительно отогнув края их стопорных шайб.

Элементы крепления натяжителя и успокоителя цепи
Рис. 2.39. Элементы крепления натяжителя и успокоителя цепи: 1 – колпачковая гайка натяжителя; 2 – корпус натяжителя; 3 – гайка крепления натяжителя; 4 – башмак натяжителя; 5 – болт крепления башмака; 6 – цепь привода распределительного вала; 7 – болт крепления звездочки валика привода масляного насоса; 8 – болт крепления успокоителя


7. Отверните колпачковую гайку 1 ( рис. 2.39) натяжителя цепи, отожмите монтажной лопаткой шток натяжителя и зафиксируйте его в этом положении, затянув колпачковую гайку.
8. Отверните две гайки 3 крепления натяжителя цепи к головке блока цилиндров, снимите натяжитель и, отвернув болт 5, снимите башмак 4 натяжителя цепи.
9. Выверните из нижней части блока цилиндров ограничительный палец цепи, снимите звездочки привода вспомогательных агрегатов и распределительного вала и выньте цепь через верхнее окно в головке блока.

Cнятие упорного фланца распределительного вала
Рис. 2.40. Cнятие упорного фланца распределительного вала: 1 – упорный фланец; 2 – распределительный вал; 3 – корпус подшипников; 4 – гайка шпильки крепления упорного фланца;
5 – гайки крепления корпуса подшипников


10. Ослабив гайки 4 ( рис. 2.40) крепления упорного фланца 1 распределительного вала, отверните гайки 5 крепления корпуса подшипников распределительного вала, снимите со шпилек расположенные под ними плоские шайбы и снимите корпус с распределительным валом.
11. Отверните гайки 4, снимите пружинные шайбы и выньте из проточки распределительного вала упорный фланец 1.
12. Осторожно, чтобы не повредить острыми кромками кулачков поверхность опор корпуса подшипников, выньте из корпуса распределительный вал.
13. Отверните болты крепления головки блока цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускной трубой.

Снятие валика привода масляного насоса
Рис. 2.41. Снятие валика привода масляного насоса: 1 – упорный фланец; 2 – болт крепления фланца; 3 – валик привода вспомогательных агрегатов; 4 – ключ


14. Отверните два болта 2 ( рис. 2.41) крепления упорного фланца 1 валика 3 привода вспомогательных агрегатов, снимите упорный фланец и выньте валик из блока цилиндров.
15. Снимите универсальным съемником звездочку привода распределительного вала с коленчатого вала.
16. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте поршни с шатунами через цилиндры.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Вынимая поршни, пометьте поршень и крышку его шатуна, чтобы при сборке установить их в прежние цилиндры.

17. Установите на маховик фиксатор 5 (см. рис. 2.38), если он был снят после отворачивания болта крепления шкива. Отверните болты крепления ведущего диска сцепления и снимите его вместе с ведомым диском. Отверните болты 3 крепления маховика, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала.
18. Отверните две гайки крепления передней крышки 6 картера сцепления, снимите с закладных шпилек пружинные шайбы и снимите переднюю крышку.

Выпрессовка подшипника вала коробки передач из коленчатого вала с по-мощью выталкивателя
Рис. 2.42. Выпрессовка подшипника вала коробки передач из коленчатого вала с по-
мощью выталкивателя


19. Выталкивателем выпрессуйте передний подшипник первичного вала коробки передач из гнезда коленчатого вала ( рис. 2.42).
20. Отвернув шесть гаек крепления, снимите держатель заднего сальника коленчатого вала с сальником и прокладкой.
21. Отверните болты крышек коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вкладышами, затем снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.
Номинальные размеры, допуски и посадки основных сопрягаемых деталей двигателя и предельно допустимые зазоры, износ при эксплуатации и отклонения геометрической формы даны в табл. 2.4.

Таблица 2.4  Номинальные размеры, допуски и посадки основных сопрягаемых деталей двигателя мод. 2106 и предельно допустимые зазоры, износ при эксплуатации и отклонения геометрической формы
Сборка
1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенд и заверните в него недостающие шпильки.
2. Уложите в гнездо среднего коренного подшипника коленчатого вала и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, имеющие по сравнению с остальными увеличенную ширину, а в остальные гнезда и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой. В гнезда блока цилиндров 1, 2, 4 и 5-го коренных подшипников можно установить вкладыши также без выточки. Вкладыши устанавливайте только руками без применения какого-либо инструмента таким образом, чтобы отогнутый ус на кромке вкладыша вошел в паз гнезда или крышки подшипника.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и манжеты перед установкой смажьте моторным маслом.


Установка упорных полуколец на задней опоре двигателя
Рис. 2.43. Установка упорных полуколец на задней опоре двигателя


3. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца ( рис. 2.43), подобранные по толщине.

Метки на крышках коренных подшипников (счет опор ведется от передней части двигателя) и условный номер блока цилиндров двигателя
Рис. 2.44. Метки на крышках коренных подшипников (счет опор ведется от передней части двигателя) и условный номер блока цилиндров двигателя


4. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками ( рис. 2.44), и затяните болты моментом 70–86 Н·м (7,0–8,6 кгс·м).

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок не обезличивая. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. 2.44 и 2.56 ).
2. При установке упорных полуколец выемки на их рабочих поверхностях должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры расположите сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

Маркировка размерной группы цилиндров на блоке цилиндров (красные стрелки) и условного номера блока цилиндров (черная стрелка)
Рис. 2.56. Маркировка размерной группы цилиндров на блоке цилиндров (красные стрелки) и условного номера блока цилиндров (черная стрелка)


5. Уложите на задний фланец блока цилиндров прокладку держателя сальника.

Держатель заднего сальника коленчатого вала (cтрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала)
Рис. 2.45. Держатель заднего сальника коленчатого вала (cтрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала)


6. Наденьте держатель с сальником ( рис. 2.45) на оправку; передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, отцентрируйте по трем установочным выступам и прикрепите к блоку цилиндров.
7. Установите на две центрирующие втулки, запрессованные в задний фланец блока, переднюю крышку картера сцепления и закрепите ее гайками на держателе заднего сальника.
8. Установите маховик на фланец коленчатого вала так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода маховика расположилась напротив оси шатунной шейки 4-го цилиндра, заблокируйте фиксатором маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала моментом 78–89 Н·м (7,8–8,9 кгс·м).

Установка поршня с поршневыми кольцами в цилиндр двигателя с помощью втулки из набора
Рис. 2.46. Установка поршня с поршневыми кольцами в цилиндр двигателя с помощью втулки из набора


9. С помощью втулки-оправки из набора вставьте в цилиндры поршни с шатунами ( рис. 2.46). Набор состоит из трех втулок: одна – для поршней номинального размера и две – для поршней ремонтного размера (увеличенного на 0,4–0,7 мм). Выберите втулку, предназначенную для размера устанавливаемого поршня.

Установка шатунно-поршневой группы в цилиндр двигателя
Рис. 2.47. Установка шатунно-поршневой группы в цилиндр двигателя: 1 – блок цилиндров; 2 – приспособление для сжатия поршневых колец; 3 – поршень


Если нет специального набора втулок-оправок, можно воспользоваться универсальным приспособлением для сжатия поршневых колец ( рис. 2.47).

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм в правую сторону двигателя, поэтому при установке поршней в цилиндры метка «П» на днище поршня или стрелка на бобышке под поршневой палец должны быть обращены к передней части двигателя.

10. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов таким же образом, как это делали для коренных подшипников.
11. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки и затяните гайки шатунных болтов моментом 44–55 Н·м (4,4–5,5 кгс·м).
12. Установите звездочку на коленчатый вал.

Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров двигателя
Рис. 2.48. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров двигателя


13. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров ( рис. 2.48).
14. Установите в блок цилиндров валик привода вспомогательных агрегатов и закрепите его упорным фланцем.

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
Рис. 2.49. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров


15. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку блока цилиндров с прокладкой, выпускным коллектором, впускной трубой и заборником горячего воздуха и затяните болты крепления головки в определенной последовательности ( рис. 2.49) в два приема: предварительно моментом 34–42 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10; окончательно моментом 98–121 Н·м (9,8–12,1 кгс·м) болты 1–10 и моментом 32–40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м) болт 11.

Установка поршня 4-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия
Рис. 2.50. Установка поршня 4-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия: 1 – установочная метка на звездочке распределительного вала; 2 – установочный прилив на корпусе подшипников распределительного вала


16. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка 1 ( рис. 2.50) в виде лунки на звездочке находилась против установочного прилива 2 на корпусе подшипников.

Порядок затяжки гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала
Рис. 2.51. Порядок затяжки гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала


Затем снимите звездочку; не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку блока цилиндров и закрепите его, затягивая гайки крепления в определенной последовательности ( рис. 2.51) моментом 19–23 Н·м (1,9–2,3 кгс·м).
17. Установите на головку блока цилиндров успокоитель цепи.
18. Наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите ее в полость привода, устанавливая звездочку на фланец распределительного вала так, чтобы метка 1 (см. рис. 2.50) на ней совпала с приливом 2 на корпусе подшипников. Болт звездочки не затягивайте до упора.
19. Установите звездочку на валик привода вспомогательных агрегатов, не затягивая окончательно болт крепления.
20. Установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивайте колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак.
21. Заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи.
22. Проверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров (см. рис. 2.48) и на корпусе подшипников (см. рис. 2.50).
23. Если метки совпадают, заблокируйте маховик фиксатором (см. рис. 2.38) и окончательно затяните болты крепления звездочек моментом 42–51 Н·м (4,2–5,1 кгс·м), колпачковую гайку натяжителя цепи и затем отогните края стопорных шайб болтов звездочек на грани болтов. Если метки не совпадают, то повторите операции 16–22 по установке цепи.
24. Отрегулируйте зазоры между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.

Крышка привода распределительного вала (стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала)
Рис. 2.52. Крышка привода распределительного вала (стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала)


25. Установите крышку привода распределительного вала ( рис. 2.52) с прокладкой и сальником на блок цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Отцентрируйте оправкой положение крышки относительно конца коленчатого вала по трем установочным выступам (показаны стрелками) и затяните окончательно гайки и болты ее крепления.
26. Установите шкив коленчатого вала и затяните болт его крепления моментом 104–128 Н·м (10,4–12,8 кгс·м).

Установочные метки на шкиву коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределения
Рис. 2.53. Установочные метки на шкиву коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределения: 1 – метка опережения зажигания на 10°; 2 – метка опережения зажигания на 5°; 3 – метка опережения зажигания на 0°; 4 – метка ВМТ на шкиву


27. Окончательно проверьте правильность установки привода механизма газораспределения по меткам 4 ( рис. 2.53) на шкиву коленчатого вала и 3 на крышке привода. Эти две метки должны совпадать в момент совмещения метки на звездочке распределительного вала с приливом его корпуса (см. рис. 2.50).
28. Установите масляный фильтр, привернув его вручную к штуцеру на блоке цилиндров и смазав предварительно резиновое уплотнительное кольцо моторным маслом.
29. Установите маслоотделитель вентиляции картера и крышку сапуна. Закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.
30. Установите масляный насос и масляный картер с прокладками.

        ПРИМЕЧАНИЯ
1. Рекомендуем при каждой разборке двигателя устанавливать новые прокладки масляного насоса и масляного картера, так как доступ к ним на двигателе, смонтированном на автомобиль, чрезвычайно затруднен.
2. Болты крепления масляного картера затягивайте равномерно крест-накрест без чрезмерных усилий.

31. Установите водяной насос, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы водяного насоса, генератора и коленчатого вала и отрегулируйте его натяжение.
32. Установите на головку блока цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок 1 (см. рис. 2.37) рубашки охлаждения. Прикрепите к водяному насосу и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.
33. Установите байпасный шланг 2 от головки блока к термостату и резиновую муфту 4 на водяной насос. Установите термостат на шланг и муфту.
34. Установите на свои места датчики контрольных приборов.
35. Установите в гнездо прилива блока цилиндров шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания, смазав ее хвостовик и зубчатый венец моторным маслом.
36. Установите топливный насос (см. «Система питания»).
37. Проверьте, находится ли поршень 1-го цилиндра в ВМТ (при необходимости установите его в это положение) и установите распределитель зажигания с паронитовой уплотнительной прокладкой на фланце в гнездо блока цилиндров. При этом поверните валик распределителя так, чтобы наружный контакт ротора был направлен в сторону второй слева шпильки крепления крышки головки блока, а корпус распределителя разверните таким образом, чтобы крышка вакуумного корректора была направлена в сторону топливного насоса.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Описанный способ установки распределителя дает весьма приближенный результат и только обеспечивает первый пуск двигателя после сборки. После установки двигателя на автомобиль и его пуска обязательно отрегулируйте окончательно момент зажигания.

38. Вверните свечи зажигания и затяните их моментом 32–40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м).
39. Установите жгут проводов высокого напряжения.
40. Установите карбюратор с прокладками и присоедините к нему и топливному насосу шланг топливопровода.
41. Установите крышку головки блока цилиндров с прокладкой, разместив на левой передней шпильке ее крепления кронштейн топливопровода. Вставьте в кронштейн топливопровод.
42. Установите передние опоры двигателя с подушками и переходниками.
43. Установите на маховик ведущий и ведомый диски сцепления (см. «Трансмиссия. Сцепление»).

Ремонт деталей и узлов двигателя
Блок цилиндров двигателя
Подготовка блока цилиндров  к ремонту и оценка его технического состояния
Вымойте блок цилиндров, погрузив его в ванну с моющим раствором. Затем промойте его струей того же раствора под давлением, чтобы очистить масляные каналы. Тщательно продуйте и просушите сжатым воздухом весь блок цилиндров, особенно систему масляных каналов.
Осмотрите блок цилиндров. Если в опорах или других местах блока цилиндров есть трещины, блок цилиндров замените.
Если есть подозрение, что в картер двигателя попадает охлаждающая жидкость, проверьте герметичность блока цилиндров на специальном стенде. Для этого заглушите все отверстия рубашки охлаждения и нагнетайте в нее воду комнатной температуры под давлением 0,3 МПа (3 кгс/см 2), при этом в течение 2 мин не должно быть утечки воды из рубашки. Если рубашка охлаждения негерметична, замените блок, так как эта неисправность устранению не поддается.
При отсутствии стенда можно проверить герметично

КАТАЛОГ
Иж 21261 (Фабула) 1991-2004