AVTOPORTAL.RU > Новости > На 76-году жизни скончался основатель автомобиля «Нива»

На 76-году жизни скончался основатель автомобиля «Нива»

 

Вчера, в возрасте 76 лет, скончался Прусов Петр Михайлович, который является основателем всем известной Нивы «Ваз-2121», которая сегодня известна под названием Lada 4х4. После окончания Запорожского машиностроительного института, в начале 1970-го года, Петр Михайлович пришел на работу на Волжский автомобильный завод, где и начал свою деятельность и был назначен главным конструктором еще неизвестной на то время «Нивы».


Стоит отметить, что знаменитый Ваз 2121 не единственный автомобиль, над которым трудился инженер.

 

Весомый вклад в развитие отечественной автопромышленности, Петр Михайлович вложил и в такие автомобили, как Lada «Ока» и «Калина», а также всем полюбившуюся «десятку» и «пятнашку». Инженер всегда трезво оценивал свои проекты. Например, про Lada 4х4 и про ее затянувшийся выпуск говорил, что автомобиль вовсе не похож на коньяк, и с возрастом лучше не станет.


Начиная с 1998 года, инженер занял должность главного конструктора на своем заводе. Уже через 5 лет, Петр Михайлович выходит на пенсию, но, не смотря, на это продолжает свою работу. Пенсия не стала помехой для продолжения деятельности инженера, который в это время является главным инженером-конструктором отдела омологации, а также руководит рабочей группой в Чеченской Республике. В последние месяцы занимал должность советника вице-президента по персоналу и социальной политике.


В этом году, знаменитая Лада отмечает свои 40 лет. До этой знаменательной даты, Петр Михайлович не дожил всего пару недель и не смог увидеть новое поколение Ваз 2121. Инженер всегда отмечал, что сегодня просто необходим новый внедорожник, так как старая модель уже исчерпала себя. Петр Михайлович говорил, что если завод решит наладить производство новых моделей внедорожника, то он с удовольствием возьмет контроль в свои руки.


История автомобиля Нива


Знаменитая Нива появилась благодаря Алексею Николаевичу Косыгину, который на то время являлся председателем Совета Министров СССР. В свое время председатель посетил тольяттинский автомобильный завод и порекомендовал конструкторам задуматься о создании полноприводного внедорожника. Конструкторы в свою очередь сразу же подхватили эту идею и начали представлять свои первые проекты.
Появилось сразу несколько противоборствующих лагерей, которые предлагали свои уникальные идеи. Первые предлагали модернизировать «Копейку» и установить на нее полноприводную трансмиссию. Кстати, по такому принципу создавался Москвич-410. Другие же предлагали соорудить совершено новый автомобиль, который бы имел открытый кузов, а также рессорную подвеску и полный привод. Такой принцип был использован в производстве УАЗ-469.

 

Первые экземпляры «Э2121» были представлены в 1972 году и после долгих тестов показали себя довольно хорошо, но внешний вид не впечатлял, что и привело к получению прозвища «крокодилы». Но стоит отметить, что «эшки» все же подтвердили перспективность всей конструкции. Создателей автомобиль удивил, в первую очередь, хорошей проходимостью. Пока инженеры продолжили разрабатывать новые механические начинки, за внешний вид автомобиля взялись ведущие инженеры.


Сразу было представлено два варианта кузова – закрытый и открытый. Производством закрытого кузова занимался Валерий Сёмушкин, который и предложил назвать Ваз 2121 – Нивой. Руководство завода одобрило и интересное название автомобиля и его уникальный экстерьер.


Есть небольшая легенда, которая касается полного привода Нивы. Изначально инженеры хотели сделать только передний мост подключаемым, но первые образцы, которые были изготовлены по плану жигулевских мостов, не могли доказать свою эффективность, так как эти самые мосты просто рассыпались. Образцы были возвращены на доработку, и после долгих размышлений было принято решение разделить крутящий момент между всеми мостами и тем самым снизить общую нагрузку.


Считается, что такая уникальная технология является нововведением именно вазовского автозавода. Но некоторые опытные автовладельцы могут отметить, что такая технология изначально была предложена английскими инженерами, которые занимались созданием знаменитого Range Rover. Даже если и так, то такие наработки помогли нашим отечественным инженерам создать поистине уникальный и комфортный внедорожник.


Но даже в такой уникальность конструкции не обошлось без недостатков. Используя жигулевскую четырехступенчатую коробку передач, инженерам пришлось внести карданный вал, который отвечал за соединение раздаточной коробки и коробки передач. Это вал начал сильно отражаться на возникновении шума и различных вибраций, что и стало фирменной приметой автомобиля. Именно отсюда пошла популярная шутка о том, что конструктор Нивы страдает глухотой.


Вторая проблема внедорожника – запасное колесо, которое располагалось под капотом. Пристроить его в другое место просто не было возможности. Изначально были опасения, что резина просто может сгореть, но испытания показали, что шина разогревалась в худшем случае до 90 градусов. Но здесь появилась еще одна проблема. В момент аварии, накачанная шина сносила все со своего пути, двигаясь в салон автомобиля.


После длительной модернизации создана третья опытная серия, которая и попала на государственные испытания в 1974 году. От привычной нивы, новая серия отличалась только наличие пары новых деталей. Уже через три года, автомобиль попадает на конвейер тольяттинского завода и начинается серийный выпуск.


Новые автомобили получили 1,6-ти литровый двигатель, который являлся качественной доработкой «шестерочного» двигателя. Новый мотор отличался более высоким крутящим моментом.


Уникальная конструкция и незамысловата внутренняя начинка смогла быстро покорить и заграничных автолюбителей. Пару лет на экспорт отправляли почти 75% всей продукции. Благодаря этому, внедорожник получил много наград, таких как золотую медаль за выставку внедорожника в Брно, и еще одно золото за выставку в Познании.

 

Опытная партия Ваза 2121 состояла всего из 50 единиц автомобиля и вышла из конвейера в 1976 году. Массовое производство началось уже 5 апреля 1977 года, после того, как внедорожник прошел государственные тесты.




Вернуться назад