Ремонт двигателя ГАЗ 2705

Основанием для разборки и ремонта двигателя являются: падение мощности двигателя, уменьшение давления масла, резкое увеличение расхода масла (свыше 450 г на 100 км пробега), дымление двигателя, повышенный расход топлива, понижение компрессии в цилиндрах, а также шумы и стуки.
При разборке двигателя тщательно проверяйте возможность дальнейшего применения каждой его детали или необходимость замены ее на новую. Критерии по оценке возможности дальнейшего использования деталей приведены в табл. 4.8.

Таблица 4.8. Предельно допустимый износ основных сопрягаемых деталей двигателя УМЗ-4215С


Предельно допустимый износ основных сопрягаемых деталей двигателя УМЗ-4215С
Сопрягаемые детали
Предельно допустимые, мм
Место и способ замера
зазоры
эластичность и конусность
Цилиндр-поршень
0,3
-
Цилиндр замеряйте в двух взаимно перпендикулярных направлениях (по оси коленчатого вала и перпендикулярной к ней) и в двух поясах (на расстоянии 8-10 мм и 60-65 мм) от верхней плоскости блока. Принимается наибольший размер. Поршень замеряется на расстоянии 5-10 мм от низа юбки в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца
Коренная и шатунная шейки коленчатого вала - вкладыши
0,15
-
Замеряется, как указано в подразделе <Замена вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала>
Коренная шейка коленчатого вала
-
0,07
По оси коленчатого вала и перпендикулярно к ней
Шатунная шейка коленчатого вала
-
0,05
То же
Осевой зазор коленчатого вала
0,25
-
Замеряется щупом в нескольких местах по окружности
Осевой зазор распределительного вала
0,25
-
То же
Осевой зазор шатуна
0,5
-
То же
Блок цилиндров - толкатель
0,1
-
Замеряется в двух поясах на длине рабочей поверхности
Клапан - направляющая втулка
0,25
-
То же
Шейка распределительного вала - втулка
0,15
-
- > -
Шейка распределительного вала
-
0,05
- > -
Поршневой палец - втулка верхней головки шатуна
0,1
-
Замеряется в двух поясах на длине рабочей поверхности
Поршневой палец - поршень
0,1
-
То же
Втулка верхней головки шатуна
-
0,02
Замеряется вдоль оси шатуна и перпендикулярно к ней
Поршневой палец
-
0,01
То же
Поршневое кольцо - канавка в поршне (по высоте)
0,15
-
Замеряется щупом в нескольких точках по окружности
Поршневое кольцо - зазор в замке
3
-
- > -

Работоспособность двигателя может быть восстановлена заменой изношенных деталей новыми номинального размера или восстановлением изношенных деталей и применением сопряженных с ними новых деталей ремонтного размера.
Для этих целей выпускаются поршни, поршневые кольца, вкладыши шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, седла впускных и выпускных клапанов, втулки распределительного вала и ряд других деталей и комплектов ремонтных размеров. Перечень деталей и комплектов номинального и ремонтных размеров приведен в табл. 4.9.

Таблица 4.9. Детали и комплекты номинального и ремонтных размеров двигателя УМЗ-4215С
Детали и комплекты номинального и ремонтных размеров двигателя УМЗ-4215С
№ детали или комплекта
Наименование
Номинальный или ремонтный размер (диаметр), мм
4146-1000105
Гильза с поршнем, поршневым пальцем, стопорными и поршневыми кольцами (комплект на один цилиндр)
Номинальный
ВК-53-1004014-14
Поршень с поршневым пальцем и стопорными кольцами в сборе
92
ВК-53-1004014-АР
То же, увеличенный на 0-5 мм
92,5
ВК-53-1004014-14-БР
То же, увеличенный на 1 мм
93
ВК-53-1004014-14-ВР
То же, увеличенный на 1,5 мм
93,5
414.1004015-10
Поршень
92
53-1004015-АР III
Поршень, увеличенный на 0,5 мм
92,5
53-1004015-БР III
То же, увеличенный на 1 мм
93
53-1004015-ВР III
То же, увеличенный на 1,5 мм
93,5
ВК-24-1000100-10
Комплект поршневых колец на один двигатель
92
ВК-24-1000100-АР1
То же, увеличенный на 0,5 мм
92,5
ВК-24-1000100-БР1
То же, увеличенный на 1 мм
93
ВК-24-1000100-ВР1
То же, увеличенный на 1,5 мм
93,5
ВК-53-1004023
Комплект поршневых колец на один поршень
92
ВК-53-1004023-АР
То же, увеличенным на 0,5 мм
92,5
ВК-53-1004023-БР
То же, увеличенный на 1 мм
93
ВК-53-1004023-ВР
То же, увеличенный на 1,5 мм
93,5
21-1004020-14
Поршневой палец
25
21-1004020-20
То же, увеличенный на 0,08 мм
25,08
21-1004020-30
То же, увеличенный на 0,12 мм
25,12
21-1004020-40
То же, увеличенный на 0,2 мм
25,2
ВК-24-1005013-01
Коленчатый вал с вкладышами в комплекте
Номинальный
417-1005013-01
Коленчатый вал с вкладышами в комплекте
Номинальный
ВК-24-1000104
Комплект шатунных вкладышей на один двигатель
58
ВК-24-1000104-БР
То же, уменьшенный на 0,005 мм
57,95
ВК-24-1000104-ВР
То же, уменьшенный на 0,25 мм
57,75
ВК-24-1000104-ДР
То же, уменьшенный на 0,5 мм
57,5
ВК-24-1000104-ЕР
То же, уменьшенный на 0,75 мм
57,25
ВК-24-1000104-ЖР
То же, уменьшенный на 1 мм
57
ВК-24-Г000104-ИР
Комплект шатунных вкладышей на один двигатель, уменьшенный на 1,25 мм
56,75
ВК-21-1000104-КР
То же, уменьшенный на 1,5 мм
56,5
ВК-53-1004060-02
Болт шатуна с гайкой и стопорной гайкой в сборе
Номинальный
ВК-24-1000102
Комплект коренных вкладышей на один двигатель
64
ВК-24-1000102-БР
То же, уменьшенный на 0,05 мм
63,95
BK-24-I000102-BP
То же, уменьшенный на 0,25 мм
63,75
ВК-24-1000102-ДР
То же, уменьшенный на 0,5 мм
63,5
ВК-24-1000102-ЕР
То же, уменьшенный на 0,75 мм
63,25
ВК-24-1000102-ЖР
То же, уменьшенный на 1 мм
63
ВК-24-1000102-ИР
То же, уменьшенный на 1,25 мм
62,75
ВК-24-1000102-КР
То же, уменьшенный на 1,5 мм
62,5
ВК-24-1000103
Комплект втулок для распределительного вала номинального размера (полуобработанные)
Номинальный
21-1006024-Р
Втулка распределительного вала первой шейки, уменьшенной на 0,75 мм
50,46
12-1006025-РЗ
То же второй шейки, уменьшенной на 0,75 мм
49,46
11-6262-РЗ
То же третьей шейки, уменьшенной до 0,75 мм
48,46
21-1006027-Р
То же четвертой шейки, уменьшенной до 0,75 мм
47,46
21-1006028-Р
То же пятой шейки, уменьшенной до 0,75  мм
46,46
21-1007080-ВР
Седло вставное выпускного клапана, увеличенное на 0,25 мм
38,75
13-1007082-ВР
Седло вставное выпускного клапана, увеличенное на 0,25 мм
47,25
ВК-21-1300Ю1-Б
Комплект деталей для насоса охлаждающей жидкости
-
ВК-21Д-1000106
Комплект распределительных шестерен
-

Величины зазоров и натягов в двигателе
Уменьшение или увеличение зазоров против рекомендуемых ухудшает условия смазки трущихся поверхностей и ускоряет износ. Уменьшение натягов в неподвижных (прессовых) посадках также крайне нежелательно. Для таких деталей, как направляющие втулки и вставные седла выпускных клапанов, уменьшение натягов ухудшает передачу тепла от этих деталей к стенкам головки блока цилиндров. При ремонте двигателя пользуйтесь данными табл. 4.10.


     Снятие и установка двигателя
Работы по снятию и установке двигателей УМЗ-4215С в основном аналогичны указанным для двигателей ЗМЗ-4025, -4026, рассмотренных в настоящем руководстве.
Разборка и сборка двигателя
Перед разборкой тщательно очистите двигатель от грязи и масла.
При индивидуальном методе ремонта двигателя детали, пригодные к дальнейшей работе, устанавливайте на прежние места, где они приработались.
Для обеспечения этого поршни, поршневые кольца, шатуны, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны, штанги, коромысла и толкатели при снятии маркируются любым из способов, не вызывающим порчи (кернением, надписыванием, краской, прикреплением бирок и т. п.).
При любом виде ремонта нельзя разукомплектовывать крышки шатунов с шатунами, переставлять картер сцепления и крышки коренных подшипников с одного двигателя на другой или менять местами крышки средних коренных подшипников в одном блоке, так как эти детали обрабатываются совместно.

Проверка концентричности отверстия картера сцепления с осью коленчатого вала
Рис. 4.55. Проверка концентричности отверстия картера сцепления с осью коленчатого вала




При замене картера сцепления проверьте соосность отверстия, служащего для центрирования коробки передач, с осью коленчатого вала, а также перпендикулярность заднего торца картера сцепления относительно оси коленчатого вала (см.

Проверка перпендикулярности заднего торца картера сцепления оси коленчатого вала
Рис. 4.56. Проверка перпендикулярности заднего торца картера сцепления оси коленчатого вала



рис. 4.55 и 4.56 и текст к ним).
Детали и комплекты номинального и ремонтных размеров двигателя УМЗ-4215С даны в табл. 4.9, а размеры сопрягаемых деталей — в табл. 4.10.
Подготовленные операции перед сборкой двигателей УМЗ-4215 те же, что и перед сборкой двигателей ЗМЗ-4025, ЗМЗ-4026.
Ремонт блока цилиндров
Ремонт изношенных деталей (или их пар) осуществляется путем их восстановления или замены, что позволяет ремонтировать блок цилиндров перешлифовкой или заменой гильз, заменой изношенных втулок распределительного вала полуобработанными, с последующей обработкой их под требуемый размер, заменой вкладышей коренных подшипников коленчатого вала. Восстановление работоспособности сопряжения «отверстие блока цилиндров — толкатель» из-за незначительного их износа сводится к замене толкателей.
Ремонт и замена гильз блока цилиндров

Съемник для выпрессовки гильзы из блока цилиндра
Рис. 4.94. Съемник для выпрессовки гильзы из блока цилиндра: 1 — съемник; 2 — гильза; 3 — блок цилиндров




Максимально допустимым износом гильз цилиндров следует считать увеличение их диаметра на 0,3 мм. При наличии такого износа выпрессовать гильзу из блока цилиндров с помощью съемника 1 ( рис. 4.94) и расточить до ближайшего ремонтного размера поршня (см. табл. 4.10) с допуском на обработку +0,06 мм.
Не зажимать при обработке гильзу в кулачковый патрон, так как это приведет к деформации гильзы и искажению ее размеров.
Закрепить гильзу в приспособлении, представляющем собой втулку с посадочными поясками диаметром 100 и 108 мм. Гильзу вставить во втулку до упора в верхний буртик, который зажать накладным кольцом в осевом направлении. После обработки зеркало цилиндра гильзы должно иметь следующие отклонения:
- овальность и конусность — не более 0,01 мм, причем большее основание конуса должно располагаться в нижней части гильзы;
- бочкообразность и корсетность — не более 0,08 мм;
- биение зеркала цилиндра относительно посадочных поясков диаметром 100 и 108 мм — не более 0,01 мм.

Замер выступания гильзы над плоскостью блока
Рис. 4.95. Замер выступания гильзы над плоскостью блока




После запрессовки гильзы в блок цилиндров проверить величину выступания верхнего торца гильзы над верхней плоскостью блока ( рис. 4.95). Величина выступания должна быть 0,005— 0,055 мм.
При недостаточном выступании (менее 0,005 мм) прокладка головки блока может быть пробита; кроме того, в камеру сгорания неизбежно попадает охлаждающая жидкость из-за недостаточного уплотнения верхнего пояска гильзы с блоком цилиндров. При проверке величины выступания торца гильзы над блоком необходимо снять с гильзы резиновое уплотнительное кольцо.

Прижим для гильз
Рис. 4.96. Прижим для гильз: 1 — гайка; 2 — шайба; 3 — втулка




Чтобы гильзы не выпадали из гнезд в блоке при ремонте, закрепить их при помощи шайб 2 и втулок 3, надеваемых на шпильки крепления головки блока цилиндров, как показано на рис. 4.96.
Гильзы цилиндров, расточенные под третий ремонтный размер поршня, после износа заменить новыми.
Ремонт головки блока цилиндров
К основным дефектам головки блока цилиндров, которые можно устранить ремонтом, относятся: коробление плоскости прилегания к блоку цилиндров, износ седел и направляющих втулок клапанов.
Неплоскостность поверхности головки, соприкасающейся с блоком, при проверке ее на контрольной плите щупом не должна быть более 0,05 мм. Незначительное коробление головки (до 0,3 мм) устранить шабровкой плоскости по краске. При короблении, превышающем 0,3 мм, головку необходимо шлифовать.
Замена поршневых колец

Установка колец на поршне
Рис. 4.97. Установка колец на поршне: 1 — поршень; 2 — компрессионные кольца; 3 — кольцевые диски; 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель; 6 — терморегулирующая вставка




Поршневые кольца ( рис. 4.97) заменяйте через 70 000—90 000 км пробега (в зависимости от условий эксплуатации автомобиля).
Поршневые кольца устанавливают по три на каждом поршне: два компрессионных и одно маслосъемное. Компрессионные кольца отлиты из специального чугуна. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта пористым хромом, а поверхность второго компрессионного кольца должна быть покрыта оловом или фосфатирована.
На внутренних цилиндрических поверхностях обоих компрессионных колец предусмотрены проточки, за счет которых кольца после установки их в рабочее положение несколько вывертываются. Это улучшает и ускоряет их приработку к цилиндрам. Кольца необходимо устанавливать на поршень проточками вверх, в сторону днища.
Маслосъемное кольцо — составное, имеет два кольцевых диска, радиальный и осевой расширители. Наружная поверхность дисков маслосъемных колец покрыта твердым хромом.
Замок колец прямой.
Поршневые кольца ремонтных размеров (см. табл. 4.9) отличаются от колец номинальных размеров только наружным диаметром.
Кольца ремонтного размера можно устанавливать в изношенные цилиндры с ближайшим меньшим ремонтным размером путем подпиливания их стыков до получения зазора в замке 0,3—0,5 мм.

Подбор поршневых колец к цилиндру
Рис. 4.63. Подбор поршневых колец к цилиндру




Проверку зазора в стыке кольца производить, как показано на рис. 4.63. К перешлифованным цилиндрам подгонять кольца по верхней части, а к изношенным — по нижней части цилиндра (в пределах хода поршневых колец). При подгоне кольца устанавливать в цилиндре в рабочем положении, т. е. в плоскости, перпендикулярной оси цилиндра, для чего продвигать его в цилиндре при помощи головки поршня. Плоскости стыков при сжатом кольце должны быть параллельны.

Снятие поршневых колец с поршня
Рис. 4.52. Снятие поршневых колец с поршня




Снимать и устанавливать кольца на поршень с помощью приспособления (см. рис. 4.52) модели 55-1122.

Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне
Рис. 4.64. Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне




После подгонки колец по цилиндрам проверить зазор между кольцами и канавками в поршне (см. рис. 4.64), который должен быть: для верхнего компрессионного кольца — 0,050—0,082 мм, для нижнего компрессионного — 0,035— 0,067 мм. При больших зазорах замена только поршневых колец не исключит повышенного расхода масла из-за интенсивной перекачки его кольцами в пространство над поршнем. В этом случае одновременно с заменой колец следует заменить и поршни (см. «Замена поршней»). Одновременная замена поршневых колец и поршней резко снижает расход масла.

Очистка нагара в канавках поршней
Рис. 4.59. Очистка нагара в канавках поршней




При замене только поршневых колец без замены поршней удалить нагар с днищ поршней, из кольцевых канавок в головке поршня и маслоотводящих отверстий, расположенных в канавках для маслосъемных колец. Нагар из канавок удалять осторожно, чтобы не повредить их боковые пов

КАТАЛОГ
ГАЗ 2705 1995+