Light Style© by Fisana

Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Газораспределительный механизм двигатель ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 4akpa

4akpa

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 0

Отправлено 06 Февраль 2014 - 10:03

[attachment=62844:media/kunena/attachments/407/gas-distribution-mechanism-engine-vaz-1.jpg]


Газораспределительный механизм двигатель ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011: 1 —коленчатый вал; 2 — ведущая звездочка; 3 — роликовая цепь привода (114 звеньев, шаг 9,525 мм); 4 — установочные метки; 5—звездочка (38 зубьев) валика привода; 6 — башмак натяжного устройства; 7 — вулканизированная резиновая накладка; 8 — плунжер; 9 — корпус натяжного устройства; 10—головка цилиндров; 11—фиксирующая гайка; 12 — ведомая звездочка (38 зубьев) распределительного вала; 13 — успокоитель цепи; 14 — упорный фланец; 15 — кулачок распределительного вала; 16 — распределительный вал; 17 — опорная шейка кала; 18 корпус подшипнике распределительного вала; 19 — сухарь клапана; 20 - тарелка пружины клапана; 21 - наружная пружина клапана; 22 - внутренняя пружина клапана; 23 — опорная шайба внутренней пружины клапана; 24 - опорная шайба наружной пружины клапана; 25 — направляющая втулка клапана; 26 — маслоотражательный колпачок; 27 — жаростойкая наплавка; 28 — выпускной клапан; 29 — регулировочный болт; 30 — контргайка; 31 — пластина крепления пружины;
32 — рычаг привода клапана 33 - пружина рычага; 34 - резьбовая втулка; 35 — впускной клапан; 36 - шайба пружины; 37 — зажимной сухарь стержня; 38 — пружина стержня; 39 — стержень натяжного устройства; 40 — пружина плунжера.

В двигателе ВАЗ выпуск отработавших газов из цилиндров и впуск горючей смеси осуществляется механизмом газораспределения с верхним расположением клапанов и цепным приводом распределительного вала от коленчатого вала двигателя. Чугунный литой, пятиопорный распределительный вал 16 установлен на головке цилиндров в корпусе подшипников 18. Высота впускных и выпускных кулачков должна быть 36,36 мм. Опорные шейки 17 и кулачки 15 распределительного вала закалены токами высокой частоты, а наружная поверхность вала фосфатирована. Поверхности опорных шеек тщательно полируются. При наличии следов заедания, рисок, не удаляемых абразивным бруском, вал подлежит замене. Внутренняя опорная поверхность отверстий под опоры должна быть гладкой, без следов задиров. Для облегчения монтажа опорные шейки вала делают различного диаметра. Из них первая (передняя) имеет диаметр 45,915— 45,931 мм; вторая — 45,615—45,631 мм; третья (средняя) — 45,315—45,331 мм; четвертая — 45,015—45,031 мм и пятая (задняя)— 43,415—43,431 мм. Соответственно диаметры отверстий под опоры в корпусе подшипников составляют для первой 46,000—46,025 мм; второй — 45,700—45,725 мм; третьей — 45,400— 45,425 мм; четвертой — 45,100—45,125 мм и пятой — 43,500— 43,525 мм. При этом зазор между расточкой в корпусе подшипников и шейками вала должен быть 0,069—0,110 мм. Радиальное биение средних шеек вала при его установке на призмах не должно превышать 0,02 мм. Не допускаются овальности в расточках опор. Опорная поверхность должна быть гладкой и без задиров.

Фиксация распределительного вала от осевых перемещений осуществляется упорным фланцем 14, который крепится к корпусу подшипников и помещен в проточке передней опорной шейки вала 16. Смазка к опорным шейкам и кулачкам передается по каналу в центральной опоре, по проточке в центральной шейке и по центральному каналу в распределительном валу. Впереди канал вала перекрывается болтом, крепящим звездочку 12, а сзади — заглушкой. Привод распределительного вала осуществляется от коленчатого вала 1 двухрядной роликовой цепью 3, которая имеет 114 звеньев с шагом 9,525 мм. Установленная на коленчатом валу ведущая звездочка 2 имеет 19 зубьев, а на распределительном валу ведомая звездочка 12 привода — 38 зубьев. Кроме того, цепью 3 осуществляется через звездочку 5 (38 зубьев) привод топливного и масляного насосов и прерывателя-распределителя зажигания. Постоянное натяжение цепи обеспечивается установкой в головке цилиндров 10 полуавтоматического натяжного устройства, смонтированного в корпусе 9. Плунжер 8 натяжного устройства через пружину 38 и шайбу 36 нажимает на упор башмака 6, который, поворачиваясь вокруг оси крепления, через при вулканизированную резиновую накладку 7 осуществляет натяжение ветви цепи. Чтобы предохранить цепь от вибраций и последующего соскакивания с зубьев звездочек, предотвратить повышенные износы, на ее противоположной ветви установлен успокоитель 13 с вулканизированной резиновой профильной накладкой. Покрытие башмака 6 и успокоителя 13 обладает высокой износостойкостью и низким коэффициентом трения, оно снижает шум работы цепного привода. Натяжение цепи регулирует фиксирующая гайка 11 натяжного устройства. Для регулировки ослабляют гайку 11 натяжного устройства и проворачивают коленчатый вал 1 на 1/2 — 3/4 оборота. При этом зажимной сухарь 37 стержня 39 разгружается и пружина 38, нажимая через шайбу 36 на внутренний упор плунжера 8 и заплечик стержня 39, автоматически устанавливают необходимое натяжение цепи 3.

Для установления натяжения цепи в определенных пределах затягивают фиксирующую гайку 11, при этом цанги сухаря 37 зажимают, т. е. блокируют стержень 39 и пружину 38 в определенном положении, и дальнейшее перемещение плунжера вперед ограничивается. В то же время перемещение плунжера 8 происходит в пределах сжатия пружины, т. е. определяется ее упругостью. Во всех случаях между торцом заплечика блокированного стержня и внутренним торцом плунжера 8 должен быть зазор величиной в 0,2—0,5 мм, что определяет свободный ход плунжера под действием пружины 40 и компенсирует колебания цепи. В случае появления шума и стуков в цепном приводе необходимо повторно отрегулировать натяжение цепи или устранить поломку башмака натяжного устройства, заедание штока плунжера или чрезмерный износ цепи, в связи с чем требуется ее замена. Во время работы цепь должна вытягиваться не более чем на 4 мм. Цепь проверяют на приспособлении, имеющем два ролика диаметром по 31,72 + 0,01 мм, растягивая сначала с усилием 30 кгс, а потом 15 кгс. При этом замеряют расстояние между осями роликов. Для новой цепи двигателей ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011 это расстояние должно быть равным 485,776—485,780 мм. Если цепь вытянулась до 489,9 мм, ее следует заменить. На сухарях 37 и на стержне 39 не должно быть следов задиров, а на резиновой накладке 7 натяжителя и плунжере 8. Не допускается повышенный износ накладки успокоителя цепи.


[attachment=62845:media/kunena/attachments/407/gas-distribution-mechanism-engine-vaz-2.jpg]


Клапаны двигателя работают в тяжелых условиях. Впускные 35 и выпускные 28 клапаны имеют верхнее расположение и монтируются на головке цилиндров 10 в один ряд. Общий вид установки клапанов на головке цилиндров показан на с. 21 и 23. Впускной клапан 35 изготовлен из хромоникельмолибденовой стали. Базовый диаметр головки клапана 36 мм, угол фаски головки клапана 45°30?±5?. Наружный диаметр головки клапана 37±0,15 мм. Выпускной клапан 28 сварной, стержень из хромоникельмолибдена, а головка клапана из жаропрочной хромо никель марганцевой стали. Базовый диаметр головки клапана 30,5 мм, фаска головки имеет наплавку из стеллита, угол фаски головки 45°30?±5?. Наружный диаметр головки клапана 31,5± ±0,15 мм. Наибольшее биение рабочей фаски клапана 0,03 мм. Диаметры стержней клапанов 8,000—7,985 мм и их высота 111±0,1 мм. Торцы стержней клапанов закалены, глубина слоя закалки 1,5—3 мм. Оба клапана азотированы. Направляющие втулки 25 клапанов чугунный, имеют маслоотражательный колпачок 26 из маслостойкой резины с металлическим каркас допустимый зазор между впускными и выпускными клапан и их втулками — 0,022—0,055 мм.

Каждый клапан устанавливается на двух пружинах — наружной 21 и внутренней 22, которые соответственно имеют шесть с половиной витков с внутренними диаметрами 25 17,6 мм при диаметрах проволоки 3,6 и 2,7 мм. Длина наружной пружины в свободном состоянии 50 мм, а внутренней — 39,2 Длина пружины под нагрузкой: наружной при усилии 26 ±1,5 кгс — около 33,7 мм, а при усилии 46,1 ±2,3 кгс — 24 и внутренней при 13,9±0,7 кгс — 29,7 мм, а при 28,1±1,4 кп около 20 мм. Расчетное расстояние открытия впускного и впускного клапанов 9,728 мм. Пружины клапанов устанавливают опорные шайбы 23 и 24 и сверху крепятся тарелкой 20 с 19, которые входят в тарелку и проточку стержня. Открытие клапана осуществляется стальными коваными рычагами 32. Пятка рычага опирается на шаровую головку регулировочного болта 29, который установлен в резьбовой втулке головки цилиндров 10. Рычаг 32 прижимается к болту при по щи пружины 33, которая крепится к пластине 31. Втулка 34 имеет головку под ключ, затягивается динамолорическим ключом с приложением момента в 10 кгс-м. Сталь регулировочные болты закалены на глубину 1—2 мм. Устройство механизма газораспределения двигателя ВАЗ-21011 не отличается от двигателя ВАЗ-2101.